Воображение. Фантазия

 

"В процессе творчества воображение является передовым, которое ведет за собой артиста.... Воображать, фантазировать, мечтать означает, прежде всего, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь.... Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения..." (К. С. Станиславский)

"Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова так объясняет слово "воображение": "Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление".

Воображение должно быть и у актера, и у режиссера, и у зрителя. Без воображения нет театра.

Для того чтобы поверить в предлагаемые обстоятельства, отнестись к ним, как к реальным жизненным условиям нужно развивать воображение, при помощи которого можно поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку, представить себе, что произошло бы, если бы я оказался действительно в тех обстоятельствах, которые предлагаются мне на сцене. Воображение не только позволяет поверить в предлагаемые обстоятельства, но и обладает даром пробуждать в нас активность, вызывать порыв к действию. В самом деле, если предлагаемые обстоятельства "заживут" для нас, то немедленно возникает цель и потребность действовать, добиваться осуществления этой цели.

Актер должен развить свое воображение до такой степени, чтобы весь организм привык сразу откликаться на призыв "если бы". Только тогда он сможет взять на себя заботы героя и забыть на время свои собственные житейские дела. "Что может согреть, взволновать нас внутренне, как не овладевший нами вымысел воображения. Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения" (К. С. Станиславский). Только воображение может помочь актеру "забывать" все, что будет с героем.

Воображение может успешно развиваться лишь в процессе активной творческой работы. Актер вдохновляется новыми заданиями и впечатлениями, обогащается знакомством с новыми произведениями искусства. Все это дает толчок воображению. Поэтому, развитию воображения у актеров нужно уделять большое внимание т.к. без воображения нет ни актера, ни спектакля. Помогают развить воображение упражнения типа: "Скульптор и глина", "Перевоплощение" (в животных, насекомых, рыб и др.) и т.п. Но в этих упражнениях нужно добиваться  подлинной правды.

Упражнения на развитие воображения тесно связанны с фантазией. "Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было.... Фантазия.... все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику" (К. С. Станиславский)

Упражнения на развитие воображения должны воспитать способность верить, что заданное событие действительно может со мной произойти. И здесь помогает магическое "если бы": "если бы я был тем-то или тем-то, то что бы я делал"? (Главный вопрос, который ставит себе актер). Эти упражнения позволяют актеру научиться "пропустив" через себя предлагаемые обстоятельства жить в них правдиво. А это большое подспорье в работе над будущим спектаклем, т.к. очень не просто отрешась от сегодняшнего дня представить себя, например, Гамлетом или фантастическим существом другого мира. Эти упражнения еще учат жить "здесь и сейчас", подлинно переживать именно этот момент "жизни", хотя ты прекрасно знаешь, что будет дальше. Это умение тоже необходимо актеру, т.к. актер всегда должен переживать на сцене все как в первый раз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: