Словесные методы изложения

Штремплер Г.И., профессор кафедры химии и методики обучения

Института химии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХИМИИ /2 курс, 4 семестр/

 

Лекция 9. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, воспитания и развития

 в процессе изучения ХИМИИ

 

Классификация методов обучения

Под методами учебно-воспитательной работы в школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания, познавательные и трудовые умения и навыки, организует самостоятельную ра­боту учащихся, включает их в общественно-практическую дея­тельность, осуществляет их развитие и воспитание, а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками развивают познавательные, мыслительные и творческие способности, приобретают морально-нравственные и другие положительные качества личности.

Реализуются методы обучения в процессе профессиональной деятельности учителя и познавательно-учебной деятельности учащегося и направлен­ы на достижение поставленных целей обучения, рассмотренных нами выше.

Для выбора надлежащего метода обучения необходимо рассмотреть различные классификации методов обучения. Наиболее широкое распространение получило деление методов обучения:

- по источникам познания (словесные, на­глядные, практические); по решению основных дидактичес­ких задач (приобретение знаний, формирование умений и на­выков, применение знаний, творческой деятельности, закреп­ление и проверка знаний, умений, навыков);

- по характеру по­знавательной деятельности при усвоении содержания обра­зования (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический);

- по сочетанию методов преподавания и учения (информационно-сообщающий и ис­полнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объясни­тельно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый) и др.

Некоторые методисты выделяют методы про­граммированного, проблемного, исследовательского и алго­ритмизированного обучения.

 

Рассмотрим вначале более подробно классификацию методов обучения по источникам познания (словесные, на­глядные, практические).

 

а) Группа словесных методов.

Основной источник познания Примеры методов применения в качестве основного источника познания
Устная и письменная речь   Словесное изложение: объяснение, рассказ, лекция. Беседа. Письменное изложение. Чте­ние, работа с книгой.

 

б) Группа наглядных методов

Основной источник познания Примеры методов применения в качестве основного источника познания
Предметы, явления и процессы действитель­ности и их изображе­ния   Демонстрация учителем опытов, раздаточного мате­риала и наблюдение их учащимися на уроке. Экскурсии. Демонстрация учителем и восприятие уча­щимися таблиц, кинофильмов, диапозитивов, географических карт, моделей и других плоско­стных и объемных пособий.

 

в) Группа практических методов

Основной источник познания Примеры методов применения в качестве основного источника познания
Практическая дея­тельность учащихся   Эксперимент и практические занятия в ка­бинете, лаборатории, на учебно-опытном уча­стке, на предприятии, самостоятельно выпол­няемые учениками. Планирование, проектирование, конструиро­вание, изготовление приборов и моделей, опытничество в производстве и другие учебно-исследовательские проекты. Решение химических задач. Составление тезисов, конспектов, докладов.

Словесные методы изложения

Устное изложение. Беседа

Впроцессе преподавания химии применяется монологиче­ское и диалогическое устное изложение. К монологическим видам относятся кратковременное (до 20 мин.) и длительное изложение (до 45 мин.). Кратковремен­ное изложение называют рассказом и объяснением, длитель­ное - лекцией. К диалогическим (разговорным) видам изложения относят­ся эвристическая, обобщающая и контрольно-учетная беседы. Для всех видов бесед общим является то, что учитель ставит вопросы, а учащиеся на них дают ответы. В задачу эвристи­ческой беседы входит приобретение учащимися новых знаний при исследовательском подходе и максимальной активности учащихся; в задачу обобщающей беседы - систематизация и закрепление приобретенных знаний; в задачу контрольно-учет­ной беседы - контроль полноты, систематичности, правильно­сти, осознанности, конкретности, действенности и прочности знаний, исправление обнаруженных недостатков, оценка и за­крепление знаний.

 

В VIII—IХ   классах применяется главным образом комби­нированное изложение, т. е. рассказ и объяснение учителя в сочетании с различными видами беседы.

Являясь самостоятельным методом сообщения и закрепле­ния знаний, устное изложение вместе с тем сопутствует, объе­диняет и направляет все другие методы, применяемые в обу­чении. Правильно применяемое изложение обеспечивает такое усвоение учебного материала, при котором с каждым термином в сознании учащихся возникают конкретные образы и понятия, а с каждой формулировкой - суждения, отражающие реальные свойства, отношения и связи веществ и химических явлений

Чтобы достигнуть формирования представлений и понятий, не допуская вербализма, необходимо устное изложение стро­ить на основе представлений, приобретенных путем чувствен­ного созерцания веществ и химических реакций, т. е. пред­ставлений памяти.

Представления памяти имеют решающее значение для образования путем устного изложения представлений вообра­жения, поэтому необходимо: 1) всемерно расширять запас представ­лений памяти, применяя эксперимент и наблюдение в препода­вании химии; 2) перед устным изложением выяснять, на какие представления памяти можно опереться при формировании представлений воображения, и если таких представлений памя­ти нет, то принимать меры к образованию их; 3) сознательно опираться на представления памяти при формировании пред­ставлений воображения, стимулируя учащихся воспроизводить образы веществ и явлений, воспринятых когда-либо чувственно, сравнивать их между собой, чтобы таким образом облегчить образование новых представлений из материалов, предшество­вавших чувственных созерцаний.

Для того, чтобы у учащихся возникли соответствующие представления памяти учитель применяет следующие приемы: вспоминает ранее про­деланный опыт, ставит вопросы, использует   аналогии, рисунки, показ применявшихся приборов и др.

 

Чтобы изложение было доходчивым, в структуре его должны быть следующие части: вступление, изложение, заключение.

В задачу вступления входят постановка проблемы и цели предстоящего изложения, общественно-практическое и ло­гическое обоснование необходимости изучения проблемы, воз­буждение к ней интереса и внимания учащихся, сообщение им плана изучения проблемы. Проблема расчленяется на состав­ляющие ее частные проблемы, которые выстраиваются в строго логическом порядке.

Изложение материала по плану должно проводиться по­следовательно от одного пункта к другому, на которые делится общая проблема. Вначале каждый вопрос ставится учителем, чтобы привлечь к нему внимание; затем логично из­лагается материал по этому вопросу, и, наконец, производится проверка восприятия и осмысливания изложенного и закрепле­ние его в памяти.

В задачу заключения входит обобщение и системати­зация изложенного материала, в том числе и практического. Начинать изложение с общественно-трудовой практики и закан­чивать ею — это правило следует соблюдать всегда, когда это возможно, чтобы связать преподавание с жизнью.

 

Активность учащихся повышается, если изложение прово­дится проблемно, т. е. учитель ставит вопрос за вопросом и ищет ответы на них, привлекая материал из истории науки и производства, пользуясь наблюдениями учащихся, их прошлым опытом. Благодаря мимике, жестам, интонациям и другим средствам устная речь более выразительна и потому более доходчива, чем письменная. Выразительность и доходчивость устной речи изме­няются в зависимости от ее техники.

Речь учителя

Речь должна быть немногословной, точной и содержа­тельной. Учитель, старающийся говорить меньше, но заставляющий больше говорить учащихся, достигает при прочих равных усло­виях лучших результатов.

Учащимся приятно слушать спокойную, плавную, немонотонную и негромкую речь. Крикливая и нервная речь возбуждает учащихся, приводит к нарушениям дисциплины. Слишком тихая речь, частично не доходящая до учащихся, вызывает не­нужное напряжение слуха.

В речи слова и окончания слов должны произноситься ясно, четко, а ударение в словах и логическое ударение в предложениях - правильно.

Наиболее пригодным является умеренный темп речи (не слишком быстрый и не медленный). Трудные места излагаются несколько медленнее, легкие — несколько быстрее.

Новые термины, определения, формулировки выделяются в речи изменением темпа, произнесением отдельных слов по слогам, интонацией, усилением ударения, более длительными паузами, повторениями. Этими же способами выделяются обобщения по каждому вопросу и переход к изложению новых воп­росов плана.

Необходимо научиться одновременно говорить и писать на доске заголовки, термины, формулы, уравнения реакций, обозначать стрелками нерастворимые вещества и др.

Умеренное применение метафор, эпитетов, сравнений придает речи образность и привлекает к себе внимание учащихся

Речь учителя должна быть точной и чистой, свободной от всяческих элементов «химического или уличного жаргона» и нарушений грам­матики.

 

Жесты и мимика являются важными средствами повышения выразительности речи, если они гармонируют с содержанием излагаемого материала, подчеркивают смысловое значение речи и применяются умеренно. Злоупотреблять мимикой и жестами не следует.

Хождение учителя по кабинету во время изложения ослабляет впечатление, поэтому лучше всего вести изложение, стоя у доски. Но переход учителя с одного места на другое, совпадающий с переходом к новому вопросу, освежает вни­мание.

 

Большое значение для усвоения знаний име­ет правильная фиксация излагаемого материала учителем на доске и учащимися в тетрадях, так как фиксация материала поддерживает внимание и интерес, содействует дифференциа­ции и уточнению восприятия, помогает осмыслению и закреп­лению материала в памяти учащихся.

На классной доске записывается название темы и план изложения
 План записывается в виде перечня вопросов, на которые расчленяется тема изложения. Если доска большая, то после записи каждого вопроса плана оставляется столько места, чтобы впоследствии можно было вписать сюда относящиеся к данному вопросу новые термины, формулы, уравнения реакций,   сделать необходимые рисунки. Если доска небольшая, то план записывается подряд, и затем постепенно ставятся номера вопросов, и к ним даются все записи. В план включается не боль­ше семи-восьми вопросов, так как более дифференцированный план распыляет внимание, учащиеся затрудняются охватить план в целом.

В процессе изложения на свободных местах, между записываемыми
вопросами плана записываются цифры, химические формулы и уравнения, зарисовываются приборы. Все новые термины также обязательно записываются на доске, и при этом делается разъяснение их значения, происхождения и орфографического написания. Что касается цифр, то записываются, во-первых, те, которые надо запомнить, и, во-вторых, те, которые служат для иллюстрации изменения явления, хотя и не служат предметом запоминания. Рисунки сложных приборов, диаграммы и графики лучше всего подготавливать заранее, чтобы экономить время на уроке. Простые же приборы зарисовываются во время изложения. Следует соблюдать меру в записях на доске.

Если размеры доски позволяют сделать все записи по всем вопросам
плана после названия каждого вопроса, то к концу урока получается полный конспект изложения, облегчающий обобщение, систематизацию и закрепление материала в классе, последующее усвоение материала учебника дома. Буквы и химические знаки могут быть небольшой высоты (4—6 см), но широкие (0,3—0,5 см) и достаточно свободно расставленные в строках предложениях и химических уравнениях. Все, что учитель записывает и зарисовывает на доске, все остальные учащиеся должны записы­вать и зарисовывать в тетрадях. Записи в тетрадях периодически, проверяются и исправляются учителем. Ученик выходит отвечать к доске с тетрадью, которую вручает для просмотра учителю.

Речь учащихся.

Вцелях улучшения подготовки учащихся к жизни необходимо уделить большое внимание также развитию речи учащихся Речь учащихся должна быть адекватна мысли; лексически и синтаксически правильной, конкретной и логичной.

Важнейшими приемами развития речи учеников в процес­се обучения химии являются описание изучаемых веществ и их превращений, формулирование связей и отношений между ними и законов, управляющих ими; монологическое изложение содержания понятий с приведением примеров (по определен­ному плану). Говоря о развитии речи учеников, нельзя забывать, что пси­хология различает речь внешнюю и внутреннюю, устную и пись­менную, диалогическую и монологическую, продуктивную и ре­цептивную, подготовленную и неподготовленную. Каждый из этих видов речи имеет свои особенности, на которых здесь мы не можем останавливаться. Необходимо развивать все виды речи.

 

Работа школьников с учебником и другими книгами

Чтобы ученики могли хорошо усвоить химию, нужна само­стоятельная мыслительная работа учащихся. Обучение работе с учебником начинается в VIII классе с то­го, что на одном из первых уроков по химии учитель разъяс­няет учащимся, как построен учебник, какой материал он со­держит, как пользоваться оглавлением и предметным указа­телем, даются советы, как рабо­тать с учебником, и производится показ применения этих сове­тов на практике.

1.Прежде чем приступить к чтению параграфа, надо вдуматься в его заглавие, чтобы знать, о чем будет идти речь в этом параграфе.

2.После этого полезно выяснить, какие параграфы идут в данной главе до изучаемого параграфа и какие после него. Это помогает сразу же установить связь с предыдущим и последующим.

3.Теперь следует прочесть параграф от начала до конца и при этом:

а)    отметить все непонятные слова и выражения;

б)    внимательно рассмотреть все рисунки;

в)    выделить существенное, главное, о чем говорится в параграфе;

г)    составить план параграфа (написать название вопросов, которые освещаются  в нем).

4.Прочтя параграф, следует выяснить смысл всех непонятных слов и выражений. Для этого можно воспользоваться одним из следующих приемов:

а)    прочесть еще раз те места в учебнике, где непонятные слова разъясняются надлежащим образом;

б)    прибегнуть к помощи словаря иностранных слов или других справоч­ных книг;

в)    вписать в тетрадь новые слова и формулировки их значений

5. Далее полезно произвести повторное чтение параграфа по частям согласно составленному плану. При этом:

а)    надо стараться понять и запомнить содержание каждой части,

б)    повторить про себя материал, закрыв книгу,

в)    воспроизвести на листке бумаги рисунки при закрытой книге.
6. В заключение целесообразно еще раз прочесть параграф в целом, а затем попытаться кратко рассказать его про себя.

7. Для хорошего усвоения материала необходимо также ответить на вопросы решить задачи и выполнить упражнения, записанные в конце параграфа.

8. Чтобы хорошо усвоить формулы и уравнения, мало понимать, как они составляются, надо упражняться на листе бумаги в их написании.

9. Рекомендуется также применять следующие приемы:

а)    придумывать свои примеры и задачи;

б)    придумывать и рисовать свои приборы;

в)    сравнивать свойства изученного вещества со свойствами уже известных веществ,

г)    составлять сводные сравнительные таблицы свойств (образец по­казывается).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: