Практические методы обучения химии

Наглядные методы обучения, хотя и предусматривают об­щение с предметами и явлениями действительности, но не пред­полагают изменения их учащимися в целях познания.

Между тем глубокое усвоение законов природы и приме­нение их в практике, усвоение знаний по технологии и техни­ке производства, приобретение трудовых умений и навыков могут быть достигнуты в полной мере только практически, т. е. когда в основе обучения лежит практическая (учебная или общественно полезная) деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем. Этим вызывается необходимость применения практических методов обучения.

Среди практических методов преподавания химии наиболь­шее значение имеет учебный эксперимент, который являет­ся своеобразным использованием в обучении эксперименталь­ного метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущ­ности химических процессов и условий их протекания. Экспери­мент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность.

Более сложной формой учебного исследовательского экспе­римента является эксперимент, который разрабатывают сами учащиеся. В данном случае учитель вначале сообщает цель предстоящей работы: выяснить, взаимодействуют ли такие-то вещества, происходит ли химическая реакция между ними и т. д., а затем предлагает учащимся продумать, как поста­вить эксперимент для разрешения указанной выше цели. Кон­струирование опыта заключается в том, что под руководством учителя учащиеся решают следующие вопросы: в каком виде взять вещества, в каком приборе произвести опыт, что и в ка­кой последовательности сделать. Согласно выработанному пла­ну подготовляется и проводится опыт. Во время опыта учащие­ся наблюдают, анализируют данные наблюдения, делают вы­воды и истолковывают их с теоретической точки зрения.

Еще более сложной формой учебного исследовательского эк­сперимента является эксперимент, которому предшествует раз­работка гипотезы, касающейся наличия определенной связи между веществами и объяснение ее. Согласно этой гипотезе и сделанным из нее следствиям производится конструирование опыта, в процессе которого выяс­няется, насколько правильно был запланирован эксперимент, и, главное, подтверждается или опровергается выдвинутая в начале опыта гипотеза.

Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Инструкция является ориентировочной основой деятельности учащихся. В ней подробно в письменном виде должен быть изложен каждый этап выполнения опытов, даны указания как избежать возможных ошибочных действий, указания по технике безопасности к данной работе.

Перед тем как ученики будут выполнять практическую работу по инструкции учителю необходимо ясно и кратко показать им необходимые лабораторные приемы и манипуляции. Это можно проделать в процессе предварительной подготовки к практической работе.

Экспериментальные задачи не содержат инструкции, а только условие. Учащиеся должны самостоятельно разработать план решения и осуществить его на практике, получив тем самым определенный материальный результат.

За урок до проведения практического занятия необходимо обязательно ознакомить учащихся с конструкциями приборов, приемами лабораторной техники, проанализировать цели и содержание работы и увязать это с домашним заданием по анализу инструкции.

На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности и об узловых моментах работы. На демонстрационном столе нужно разместить в собранном виде все используемые в работе приборы. Учащиеся тут же на уроке должны оформить соответствующим образом свою работу.

Требования к проведению занимательных опытов и полевого эксперимента и методика их исполнения вытекают из описанных выше рекомендаций.

Существенными проблемами организации учебного химического эксперимента является соблюдение правил техники безопасности при выполнении опытов, уборка рабочего места, мытьё посуды и утилизация использованных реактивов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: