Наглядные методы обучения, хотя и предусматривают общение с предметами и явлениями действительности, но не предполагают изменения их учащимися в целях познания.
Между тем глубокое усвоение законов природы и применение их в практике, усвоение знаний по технологии и технике производства, приобретение трудовых умений и навыков могут быть достигнуты в полной мере только практически, т. е. когда в основе обучения лежит практическая (учебная или общественно полезная) деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем. Этим вызывается необходимость применения практических методов обучения.
Среди практических методов преподавания химии наибольшее значение имеет учебный эксперимент, который является своеобразным использованием в обучении экспериментального метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Эксперимент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность.
|
|
Более сложной формой учебного исследовательского эксперимента является эксперимент, который разрабатывают сами учащиеся. В данном случае учитель вначале сообщает цель предстоящей работы: выяснить, взаимодействуют ли такие-то вещества, происходит ли химическая реакция между ними и т. д., а затем предлагает учащимся продумать, как поставить эксперимент для разрешения указанной выше цели. Конструирование опыта заключается в том, что под руководством учителя учащиеся решают следующие вопросы: в каком виде взять вещества, в каком приборе произвести опыт, что и в какой последовательности сделать. Согласно выработанному плану подготовляется и проводится опыт. Во время опыта учащиеся наблюдают, анализируют данные наблюдения, делают выводы и истолковывают их с теоретической точки зрения.
Еще более сложной формой учебного исследовательского эксперимента является эксперимент, которому предшествует разработка гипотезы, касающейся наличия определенной связи между веществами и объяснение ее. Согласно этой гипотезе и сделанным из нее следствиям производится конструирование опыта, в процессе которого выясняется, насколько правильно был запланирован эксперимент, и, главное, подтверждается или опровергается выдвинутая в начале опыта гипотеза.
Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.
Инструкция является ориентировочной основой деятельности учащихся. В ней подробно в письменном виде должен быть изложен каждый этап выполнения опытов, даны указания как избежать возможных ошибочных действий, указания по технике безопасности к данной работе.
|
|
Перед тем как ученики будут выполнять практическую работу по инструкции учителю необходимо ясно и кратко показать им необходимые лабораторные приемы и манипуляции. Это можно проделать в процессе предварительной подготовки к практической работе.
Экспериментальные задачи не содержат инструкции, а только условие. Учащиеся должны самостоятельно разработать план решения и осуществить его на практике, получив тем самым определенный материальный результат.
За урок до проведения практического занятия необходимо обязательно ознакомить учащихся с конструкциями приборов, приемами лабораторной техники, проанализировать цели и содержание работы и увязать это с домашним заданием по анализу инструкции.
На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности и об узловых моментах работы. На демонстрационном столе нужно разместить в собранном виде все используемые в работе приборы. Учащиеся тут же на уроке должны оформить соответствующим образом свою работу.
Требования к проведению занимательных опытов и полевого эксперимента и методика их исполнения вытекают из описанных выше рекомендаций.
Существенными проблемами организации учебного химического эксперимента является соблюдение правил техники безопасности при выполнении опытов, уборка рабочего места, мытьё посуды и утилизация использованных реактивов.