В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы необходимо практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут у учителя темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе. Приведем примеры таких самостоятельных работ:
изготовление коллекций оксидов, оснований, кислот, солей, минеральных удобрений, инсектофунгицидов, строительных материалов, пластмасс, каучуков, искусственных и синтетических волокон, продуктов и полупродуктов основной химической промышленности, коксохимической промышленности и других видов химической промышленности;
|
|
подготовка раздаточного материала (веществ, фотографий, схем и т. д.) по всем темам программы;
изготовление схем, раскрывающих взаимосвязь оксидов, кислот, оснований и солей, взаимосвязь органических веществ;
изготовление схем круговорота кислорода, азота, фосфора и других элементов;
изготовление схем производства соляной, серной, азотной кислот, аммиака, азотных удобрений, цемента, стекла, кокса, уксусной кислоты, спирта, бензина, керосина и смазочных масел, отдельных пластических масс, каучуков, синтетических и искусственных волокон и т. д.;
разработка конструкций приборов для получения и собирания газов (кислорода, водорода, углекислого газа, хлористого водорода, хлора, аммиака, метана и т. д.); изготовление этих приборов и проведение опытов с ними;
разработка конструкций приборов для получения заводскими способами соляной кислоты, серной кислоты, минеральных удобрений и других продуктов химической промышленности;
изготовление моделей заводских аппаратов и установок, применяемых в современном химическом производстве.
постановка опытов по применению удобрений и инсектофунгицидов;
подготовка докладов об успехах и задачах химизации страны, о создании промышленности большой химии в России, о жизни и деятельности отечественных химиков (Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Писаржевского, Зелинского и т. д.), об истории выдающихся открытий (атомно-молекулярного учения, периодического закона, структурной теории, электронной теории и т. д.);
практические работы в заводской лаборатории и т.д.
Применяются также и такие проекты, которые являются сочетанием указанных выше видов. При этом надо постепенно формировать у учащихся умение самостоятельно работать с книгами, приборами и другими источниками знания, получать знания из жизни.
|
|
Выполнив работы, ученики докладывают о них в классе. Целесообразно устраивать конкурсы на лучшее выполнение проектов. Лучшие работы докладываются на конференциях, лучшие работы отмечаются премиями.
Примечания. К практическим методам относят также решение экспериментальных и расчетных задач. Отдельными вопросами необходимо рассмотреть методы программированного проблемного обучения.
Изучите самостоятельно: Приложения к Теме: «Пример практических работ учащихся различного типа»; «Экспериментальные задачи в обучении химии».