Творческие работы учащихся (метод проектов)

В целях развития интереса и любви к химии, склонности за­ниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятель­ной работы необходимо практиковать в старших клас­сах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут у учи­теля темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, ма­териалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе. Приведем примеры таких самостоятельных работ:

изготовление коллекций оксидов, оснований, кислот, солей, минеральных удобрений, инсектофунгицидов, строительных ма­териалов, пластмасс, каучуков, искусственных и синтетических волокон, продуктов и полупродуктов основной химической про­мышленности, коксохимической промышленности и других ви­дов химической промышленности;

подготовка раздаточного материала (веществ, фотографий, схем и т. д.) по всем темам программы;

изготовление схем, раскрывающих взаимосвязь оксидов, кислот, оснований и солей, взаимосвязь органических веществ;

изготовление схем круговорота кислорода, азота, фосфора и других элементов;

изготовление схем производства соляной, серной, азотной кислот, аммиака, азотных удобрений, цемента, стекла, кокса, уксусной кислоты, спирта, бензина, керосина и смазочных ма­сел, отдельных пластических масс, каучуков, синтетических и искусственных волокон и т. д.;

разработка конструкций приборов для получения и собира­ния газов (кислорода, водорода, углекислого газа, хлористого водорода, хлора, аммиака, метана и т. д.); изготовление этих приборов и проведение опытов с ними;

разработка конструкций приборов для получения заводски­ми способами соляной кислоты, серной кислоты, минеральных удобрений и других продуктов химической промышленности;

изготовление моделей заводских аппаратов и установок, при­меняемых в современном химическом производстве.

постановка опытов по применению удобрений и инсектофун­гицидов;

подготовка докладов об успехах и задачах химизации стра­ны, о создании промышленности большой химии в России, о жизни и деятельности отечественных химиков (Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Писаржевского, Зелинского и т. д.), об истории выдающихся открытий (атомно-молекулярного учения, периодического закона, структур­ной теории, электронной теории и т. д.);

практические работы в заводской лаборатории и т.д.

Применяются также и такие проекты, ко­торые являются сочетанием указанных выше видов. При этом надо постепенно фор­мировать у учащихся умение самостоятельно работать с кни­гами, приборами и другими источниками знания, получать зна­ния из жизни.

Выполнив работы, ученики докладывают о них в классе. Целесообразно устраивать конкурсы на лучшее выполнение проектов. Лучшие работы докла­дываются на конференциях, лучшие работы отмечаются премиями.

Примечания. К практическим методам относят также решение экспериментальных и расчетных задач. Отдельными вопросами необходимо рассмотреть методы программированного проблемного обучения.

 

Изучите самостоятельно: Приложения к Теме: «Пример практических работ учащихся различного типа»; «Экспериментальные задачи в обучении химии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: