Глава 1. Органы чувств. Понятие об анализаторах

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»

 

Учебное пособие

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

РАЗДЕЛ 10

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

ТЕМА 10.3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

 Специальности 31.02.01 Лечебное дело

Сестринское дело

Москва 2015


Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования и рабочим программам учебной дисциплины специальностей 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело.

 

Одобрена и утверждена На заседании ЦМК "Общепрофессиональных дисциплин" Протокол №__7_______ От «__6___»    марта  20_ 15 __года Председатель ЦМК А.И. Надеждин ___________________   УТВЕРЖДАЮ Руководитель структурного подразделения __________________А.А. Фетисов «___»_________________20___года

 

 

Составитель:

Надеждин Антон Игоревич - преподаватель Анатомии и физиологии человека первой квалификационной категории ГБОУ «МК № 3 ДЗМ».


 



Содержание

Глава 1. Органы чувств. Понятие об анализаторах

- 7 -

Глава 2. Зрительный анализатор

- 10 -

Глава 3. Слуховой анализатор

- 20 -

Глава 4. Вестибулярный анализатор

- 27 -

Глава 5. Обонятельный анализатор

- 28 -

Глава 6. Вкусовой анализатор

- 31 -

Глава 7. Кожа

- 34 -

Список литературы

- 38 -


Дорогой студент!

 

Я думаю, я буду прав, если скажу, что про такое заболевание как миопия или близорукость, слышал каждый, а конъюнктивит? отит? Эти заболевания, наряду с дерматитом, атаксией, аносмией и так далее, связны с поражениями анализаторов или органов чувств. Ими занимаются такие науки как оториноларингология, офтальмология, дерматология, неврология и так далее. Но, безусловно, что бы Вам с успехом освоить эти заболевания на более старших курсах, нужно изучить основу, т.е. анатомию и физиологию анализаторов. Так же освоение этого учебного пособия необходимо Вам для успешного оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов чувств, для понимания патологических процессов, например таких, как глаукома, их причинах, методах воздействия и лечения.  Без знания анатомии и физиологии Вам не будет ясна симптоматика многих заболеваний, даже тех, которые на первый взгляд не связаны напрямую с анализаторами, например, острое нарушение мозгового кровообращения.

Итак, изучив и освоив данное учебное пособие, перед Вами откроются двери для изучения уже не нормальных процессов, а патологических, а без знания нормы, безусловно, изучить патологические процессы и заболевания невозможно.

 

 


 

Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 34.02.01 Сестринское дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 

Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 31.02.01 Лечебное дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2.1. Диагностическая деятельность.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

5.2.2. Лечебная деятельность.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

5.2.3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

5.2.4. Профилактическая деятельность.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

5.2.5. Медико-социальная деятельность.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.


 






Глава 1. Органы чувств. Понятие об анализаторах.

 

          Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма необходимы постоянство его внутренней среды, связь и приспособление к непрерывно меняющимся условиям внешней среды. Информацию о состоянии внешней и внутренней сред организм получает с помощью сенсорных систем, которые анализируют (различают) эту информацию, обеспечивают формирование представлений и образов, а также специфических форм приспособительного поведения.

 

          Анализатор – совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.

          Органы чувств – это периферическое образование, воспринимающее и частично анализирующее факторы окружающей среды. Главной частью органа чувств являются рецепторы, снабженные вспомогательными структурами, обеспечивающими оптимальное восприятие. Так, орган зрения состоит из глазного яблока, сетчатки, в составе которой имеются зрительные рецепторы, и ряда вспомогательных структур: век, мышц, слезного аппарата. Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, где, кроме спирального (кортиева) органа и его волосковых (рецепторных) клеток, имеется также ряд вспомогательных структур.

          Понятие сенсорной системы появилось позже и стало заменять понятие анализатор, дополнив его включением механизмов регуляции различных его отделов с помощью прямых и обратных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: