Темы практических занятий и их содержание

Тема 1. Введение в антропологию. Место человека в системе животного мира.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Объекты и уровни исследования в антропологии

2. Популяция человека и популяционная структура

3. Антропологическая выборка

4. Классификация антропологических признаков

5. Антропометрические признаки

6. Морфология мягких тканей лица. Пигментация. Волосяной покров

7. Дерматоглифические признаки. Одонтологические признаки. Дискретные эпигенетические признаки. Полиморфные биохимические системы

8. Описание объектов: основные статистические показатели

 

Тема 2. Родословная человека.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Наши особенности - гоминидная триада. Наши предшественники - наши предки?

2. Первые люди - наши предки. Низшие приматы. Высшие приматы. Эволюция приматов.

3. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм

4. Черты строения человека, общие с позвоночными. Черты строения человека, общие с млекопитающими. Черты строения человека, общие с приматами. Черты строения человека, отличные от приматов.

5. Теории происхождения человека.

6. Основные стадии эволюции человека.

7. Происхождение человеческого общества.

 

Тема 3.Возрастная антропология

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Основные закономерности онтогенеза человека

2. Онтогенез и возрастная антропология

3. Фундаментальные характеристики ростового процесса. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела). Кривые роста различных тканей и систем организма.

4. Периодизация роста и развитие человека.

5. Схемы периодизации онтогенеза

6. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст. О критериях биологического возраста

7. Зубной возраст.

8. Определение скелетного возраста.

9. Критерии половой зрелости

10. Эпохальные тенденции Изменения темпов развития. Эпохальная акселерация и ретардация

 

Тема 4. Конституциональная антропология. Размеры тела, пропорции тела.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Понятие о конституции человека

2. Компоненты тела. Понятие о компонентах тела. Способы определение компонентов тела. Возрастная изменчивость компонентов тела

3. Конституциональные схемы

4. Конструирование конституции. Основа всего - координаты телосложения

 

Тема 5. Состав тела. Различные конституциональные схемы.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1  Схемы Г. Виола и Л. Мануврие (конституции по пропорциям тела). Схема телосложения К. Сиго (все определяет среда). Схема Э. Кречмера (все определяет наследственность). Конституциональные схемы В.В. Бунака (точность методики). Женские конституции И.Б. Галанта (еще одна "простая" типология). Соматотипы детей и подростков по В.Б. Штефко и А.Д. Островскому

2  Функциональная конституция

3  Психологические аспекты. Взгляды Э. Кречмера (дискретные типы психики - дискретные конституции)

4  Понятие физического развития

5  Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях

 

Тема 6. Опорно-двигательный аппарат. Учение о костях (остеология).

 

Вопросы к обсуждению:

 

1  Скелет как система органов защиты, опоры и движения. Обменная и кроветворная функции скелета.

2  Форма костей. Влияние внешних факторов на форму и рельеф костей. Изменение костей с возрастом.

3  Онтогенез скелета. Кости покровные и замещающие. Типы окостенения. Рост кости в длину и толщину.

4  Классификация суставов и их общая характеристика. Полусуставы.

5  Общий обзор скелета.

6  Скелет головы. Лицевая и мозговая части черепа. Онтогенез черепа. Сравнение черепа современного человека с черепом антропоморфных обезьян и ископаемых гоминид.

 

Тема 7. Учение о внутренностях (спланхнология).

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Понятие о внутренних органах.

2. Пищеварительная система.

3. Дыхательная система.

4. Мочевыделительная система.

5. Репродуктивная система.

6. Эндокринная система.

 

Тема 8. Учение о сосудистой системе (ангиология).

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Общий обзор сосудистой системы. Значение кровоснабжения для жизнедеятельности организма.

2. Кровеносная система. Схема кровообращения.

3. Общий обзор венозной системы.

4. Обзор лимфатической системы.

5. Сердце, его строение и топография. Сосуды сердца. Границы сердца.

 

Тема 9. Учение о нервной системе (неврология).

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Общее представление о нервной системе и ее функциях. Центральная нервная система.

2. Головной мозг, его размеры, месторасположение и поверхности. Отделы головного мозга.

3. Вегетативная нервная система. Периферическая нервная система, ее составные части.

4. Краткий очерк развития нервной системы в фило- и онтогенезе.

 

Тема 10. Органы чувств. Общий покров тела.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Понятие об анализаторах. Виды анализаторов.

2. Развитие органа чувств в фило- и онтогенезе.

3. Орган обоняния. Орган вкуса.

4. Кожа и ее производные: волосы, ногти, железы. Папиллярный рисунок.

5. Особенности пигментации кожи. Молочная железа.

 

Тема 11. Расовое разнообразие современного человека.

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Понятие о расах человека. 3. Первые схемы: Ф. Бернье, К. Линней, И. Блюменбах, Ж. Бюффон

2. Расовые признаки. Свойства расовых признаков.

3. Раса, этнос, народ и нация. Возникновение рас: изоляция, метисация. Автогенетические процессы и половой отбор.

4. Концепции расоведения

5. Расы человека и их классификации. Принципы расовых классификаций. Классификация И. Деникера (1889-1902 гг.), В. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.), Г.Ф. Дебеца (1958 г.), Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.), В.В. Бунака (1980 г.)

 

Тема 12. Экологическая антропология.

 

1. Адаптация. Акклиматизация и физиологический стресс

2. Наш собственный способ адаптации: среда - культура - человек

3. Относительность адаптации

4. География некоторых морфологических признаков. География некоторых физиологических и биохимических признаков

5. Гипотеза адаптивных типов. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. Основные характеристики адаптивных типов. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире

6. Реконструкция прошлого: историческая антропоэкология. Историческая антропоэкология.

 

Тема 13. Культурная экология и этноэкология

 

1. Взаимосвязь понятий «культура», «личность», «энкультурация».

2. Антропология Дарвина-Геккеля и концепция наследственности Лебона-Ломброзо.

3. Культурная антропология, понятие «культура» и концепция Г. Стейна.

4. Идея безличной волшебной силы и концепция магии и религии Р. Маретта.

5. Общая характеристика исследований антропологии коммуникаций.

6. Понятие ритуала в этологии человека. Функции ритуала. Этологическая интерпретация коммуникации.

 

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная

1. Кречмер Э. Строениетела и характер / Э. Кречмер. – М.: Академический проект, 2015. – 326 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Mgo1/NMpsEGv6b

2. Чтотакоеантропология? / Пер. с англ. А. И. Карасевой. – М.: Изд-во ВШЭ, 2014. – 114 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/AGxE/3LzaroSyM

3. Клягин Н.В. Современнаяантропология / Н.В.Княгин, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

4. АтлановДмитрий «Философскаяантропология» / ДмитрийАтланов, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

5. Леви-Стросс К. - Узнавать других. Антропология и проблемысовременности./К. Леси_стросс,2016

Дополнительная литература

1. Антропология: учебный справочник / Е. А. Багнетова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. – 81 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/AtfF/TMwtVu4Pw

2. Струченков О. В. Соціальнаантропологія / О. В. Струченков, В. І. Журавльов. - Донецьк: Дмитренко Л. Р., 2011. - 132 с. – 13 шт.

3. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии/А.П. Назаретян – ЛИБРОКОМ,2013 - [Электронный ресурс] – режим доступа:

4. Гучинова Э., Комарова Г. (ред). Антропология социальных перемен/Э.Гучинова, Г.Комарова. – РОССПЭН, 2011 [Электронный ресурс] – режим доступа

5. Кром М.М. Историческая антропология/ М.М. Кром. – КВАДРИГА, 2010 [Электронный ресурс] – режим доступа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: