Методические рекомендации

Проблемы человеческого бытия изучаются в таком разделе как философская антропология. На протяжении всей истории существования человека они остаются актуальными и не имеют однозначного решения. При рассмотрении каждого вопроса семинарского занятия рекомендуется обратить внимание на разнообразие подходов к решению обозначенной проблемы.

Говоря о добре и зле в человеческой природе, возникает ряд вопросов, которые обсуждаются в истории философии. Что есть добро и зло как моральные категории? Существует ли Добро как субстанция? Существует ли зло само по себе как субстанция? При рассмотрении этого вопроса рекомендуется сделать сравнительный анализ идей христианского учения Дионисия Ареопагита, буддизма, материализма. Особый интерес вызывают следующие вопросы: Каким является человек по своей природе – добрым или злым? Какие внутренние и внешние причины способствуют формированию зла в человеке?

Тема свободы человека во все времена является одной из самых актуальных проблем философской антропологии. Вона разрабатывалась в философии буддизма, христианства, марксизма, экзистенциализма и в других философских учениях. К ней обращались выдающиеся философы – Б. Спиноза, И. Кант, Н. Бердяев, Э. Фромм и др. Как следствие возникли разные концепции свободы человека – от полного отрицания ее существования (фатализм) до абсолютизации свободы (волюнтаризм). В философии экзистенциализма проблема свободы рассматривается в тесной связи с проблемой ответственности. По мнению Э. Фромма, для современной культуры характерен феномен «бегства от свободы».

Решение вопроса о сущности счастья и страдания зависит от того, какую философскую позицию занимает человек. Что он считает для себя первичным и самым значимым – духовное или материальное? От чего он получает наибольшее удовлетворение и наибольшее разочарование? Чем отличается счастье идеалиста от счастья материалиста? И в целом, как можно определить счастье? Почему в истории философии возникло такое понятие как «искусство быть счастливым»? Философия также утверждает, что в жизни существует диалектическая связь счастья и страдания (от санскрит.«знание»). Какую роль играют страдания в жизни человека? Надо ли избавляться от страданий, и как это делать наилучшим образом? Страдания приводят к разным последствиям: одних они стимулируют к самосовершенствованию, других – к психическим заболеваниям.

Важнейшими философскими проблемами по праву считаются проблема смыслажизни и смысла смерти. Между ними существует самая неразрывная связь. И решение ее также зависит от философской позиции человека. В ХХ веке возник феномен «смыслопотери», свидетельствующий о том, что всё большее количество людей утратило смысл жизни. Рекомендуется рассмотреть причины этого феномена, а также основные способы решения проблемы смысла жизни.

Проблема смысла смерти и бессмертия самым тесным образом связана с проблемой смысла человеческой жизни. Именно от того, как человек определяет свой смысл жизнь, зависит его отношение к смерти и бессмертию. Здесь также можно найти большое разнообразие мнений. Рекомендуется ответить на следующие вопросы: Как связан смысл жизни со смыслом смерти? Следует ли человеку думать и помнить о смерти? Какие варианты бессмертия существуют?

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите круг вопросов, который рассматривается в философской антропологии.

2. Существует ли абсолютное добро и зло, или эти понятия относительны?

3. Какие критерии (признаки) добра и зла?

4. Существуют ли принципиальные отличия между решением проблемы добра и зла в идеализме и материализме?

5. Какие существуют способы решения проблемы свободы в истории философии?

6. Каким образом свобода связана с ответственностью?

7. Назовите основные причины феномена «бегства от свободы».

8. Человек по своей природе добрый, злой, нейтральный или соединяет добро и зло?

9. Что оказывает влияние на выбор между добром и злом?

10. Счастье имеет духовную или материальную природу?

11. Для чего людям нужны страдания? Они положительны или отрицательны для человека?

12. Существуют ли принципиальные отличия между решением проблем добра и зла, счастья и страдания в западной и восточной философии?

13. Почему проблемы смысла жизни в смысла смерти являются важнейшими для философии?

14. Назовите основные причины феномена «смыслопотери».

15. Как взаимосвязаны между собой проблема смысла жизни и смысла смерти?

16. Как решается проблема смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в идеалистической философии?

17. Как решается проблема смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в материалистической философии?

18. Назовите виды бессмертия. С чем связано стремление человека к бессмертию?

19.   Платон говорил, что необходимо помнить о смерти, а Эпикур считал, что думать о ней нет необходимости. Какая точка зрения вам кажется более верной? Или заблуждались оба философа?

Практическое занятие № 17. Социальная философия

План

1. Определение «общества».  Общество как система.

2. Основные сферы жизнедеятельности общества.

3. Постиндустриальное общество и его основные концепции.

 

Т ема семинара относится к разделу программы «Социальная философии».

Цель семинара: изучить основные идеи современной социальной философии, рассмотреть общество как целостную систему, проанализировать концепции постиндустриализма и информационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: