Проблема сознания является одной из самых актуальных и дискуссионных в истории философии. Во все времена истории человеку было интересно узнать, что есть сознание, как оно произошло, как оно функционирует, какую имеет структуру, что в сознании доминирует – сознательное или бессознательное, разум или инстинкты? Самое парадоксальное во всей этой ситуации, что изучать свое собственное сознание человек может только с помощью самого сознания)))
До сих пор в философии и науке не существует однозначного определения сознания. Сознание - это человеческая форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование окружающей действительности. Сначала человек отражает действительность в образах сознания, мыслеформах и чувствах. Затем он стремится воздействовать на окружающий мир, при этом процесс воздействия также порождает определенные образы сознания, мыслеформы и чувства. В философии и науке на протяжении всех времен ведется дискуссия – что первично? Сознание, порождающие образы действительности (идеи), или действительность (бытие), порождающая образы сознания? А, возможно, вообще не существует резкого отличия сознательного и материального, и грань между ними очень условна?
|
|
В узком смысле слова сознание – это способность человека отражать окружающий мир, оценивать его, давать самооценку, вырабатывать определенную программу поведения. Как правило, все эти процессы происходят на уровне осознания и самосознания. Таким образом, говоря, что человек пребывает в сознании, мы имеем ввиду, что в данный момент он осознает, что с ним происходит.
В широком смысле слова сознание – это психическая жизнь человека (душа), состоящая из трех основных уровней – подсознания, осознания, сверхсознания. Условно к подсознанию относят инстинкты, рефлексы, архетипы, процессы ощущения и восприятия, сон и сновидение, неосознаваемые желания и влечения, коллективная память человечества, личная память человека и многое другое. Осознание связано напрямую с процессами мышления, самоконтроля, самосознания и самооценки, с волевыми процессами. Сверхсознание подразумевает способность человека вырабатывать идеалы и подчинять им свою жизнь, заниматься творчеством с полной самоотдачей, входить в высшие (мистические) состояния сознания.
В науке и философии принято также говорить об атрибутах сознания, к которым относят, например, познание, переживание, творческое озарение, вдохновение, неосознанные явления, патологии сознания, свойства личности, память, волю, чувства и другое.
Одним из первых в современной науке и философии проблему соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) поставил и рассмотрел З. Фрейд, основоположник психоанализа. Рассматривая учение психолога, необходимо проанализировать структуру человеческой личности (Оно, Я, Сверх-Я), теорию подсознания и его роль в жизни человека. Рекомендуется обратить внимание на раннее учение о либидо и позднее учение об инстинктах жизни и смерти.
|
|
Дальнейшее свое развитие психоанализ получил в учении К. Г. Юнга, ученика и оппонента З. Фрейда. Необходимо рассмотреть структуру личности по К. Г. Юнгу, учение о коллективном и личномподсознании, проанализировать их значение. Обратить внимание на учение об архетипах и комплексах. Рекомендуется провести сравнительную характеристику учений З. Фрейда и К. Г. Юнга, сделать выводы относительно принципиальных расхождений их взглядов на сознание человека.
Не менее сложной и дискуссионной является проблема соотношения мышления и слова. Начиная со второй половины ХХ века, в философии все более утверждаются философско-лингвистические подходы. Проанализируйте основные идеи современной философии языка на примере учений структурализма, герменевтики и феноменологии. Рассматривая этот вопрос, обратить внимание на то, как в современной философии и науке решаются следующие вопросы: Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением? Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках? Каким образом мышление влияет на здоровье человека?
Когда мы говорим об обществе, то также можем говорить о существовании сознания, только коллективного, которое называют общественным сознанием. Общественное сознание является сложным явлением материальной и духовной жизни общества, результатом деятельности многих личностей с разным уровнем сознания. Существуют два уровня общественного сознания – психология и идеология. Общественная психология классифицируется как «коллективное бессознательное», которое находит свое выражение в чувствах, настроениях, эмоциях, доминирующих в общественной жизни. Общественная идеология отражается в рациональных формах общественной жизни - в идеях, концепциях и теориях. Благодаря идеологии общественная жизнь приобретает цель и направленность.
Основными формами общественного сознания являются политика, право, мораль, религия, экономика, эстетика. В них отражается разнообразие выражений материальной и духовной жизни общества. Все формы сознания тесно взаимосвязаны между собой. Рекомендуется проанализировать эту тесную взаимосвязь на конкретных примерах.
Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные атрибуты сознания и дайте их краткую характеристику.
2. Назовите основные уровни сознания.
3. Укажите и проанализируйте структуру личности по З. Фрейду.
4. Что преобладает в человеке – сознательное или бессознательное?
5. В чем принципиальное отличие учений К. Г. Юнга и З. Фрейда?
6. Какие новые идеи К. Г. Юнг внес в теорию подсознания? Что есть архетип?
7. Укажите и проанализируйте структуру личности по К. Г. Юнгу.
8. Какое значение для философии и науки имеет психоанализ З. Фрейда и К. Г. Юнга?
9. Какое значение в современной философии и науке играет философия языка? Почему проблема языка так актуальна на современном этапе цивилизации?
10. Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением?
11. Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках?
|
|
12. Как мышление влияет на здоровье человека?
13. Какие существуют уровни общественного сознания? Дайте их определение.
14. Какую роль в жизни общества играет общественная идеология?
15. Какую роль в жизни общества играет общественная психология?
16. Какие существуют формы общественного сознания?
17. Дайте определение политики и покажите ее значение в жизни общества.
18. Дайте определение морали и покажите ее значение в жизни общества.
19. Дайте определение религии и покажите ее значение в жизни общества.
20. Дайте определение эстетики и покажите ее значение в жизни общества.
21. Дайте определение экономики и покажите ее значение в жизни общества.
22. Каким образом все формы общественного сознания взаимосвязаны между собой?