Методические рекомендации

Проблема сознания является одной из самых актуальных и дискуссионных в истории философии. Во все времена истории человеку было интересно узнать, что есть сознание, как оно произошло, как оно функционирует, какую имеет структуру, что в сознании доминирует – сознательное или бессознательное, разум или инстинкты? Самое парадоксальное во всей этой ситуации, что изучать свое собственное сознание человек может только с помощью самого сознания)))

До сих пор в философии и науке не существует однозначного определения сознания. Сознание - это человеческая форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование окружающей действительности. Сначала человек отражает действительность в образах сознания, мыслеформах и чувствах. Затем он стремится воздействовать на окружающий мир, при этом процесс воздействия также порождает определенные образы сознания, мыслеформы и чувства. В философии и науке на протяжении всех времен ведется дискуссия – что первично? Сознание, порождающие образы действительности (идеи), или действительность (бытие), порождающая образы сознания? А, возможно, вообще не существует резкого отличия сознательного и материального, и грань между ними очень условна?

В узком смысле слова сознание – это способность человека отражать окружающий мир, оценивать его, давать самооценку, вырабатывать определенную программу поведения. Как правило, все эти процессы происходят на уровне осознания и самосознания. Таким образом, говоря, что человек пребывает в сознании, мы имеем ввиду, что в данный момент он осознает, что с ним происходит.

В широком смысле слова сознание – это психическая жизнь человека (душа), состоящая из трех основных уровней – подсознания, осознания, сверхсознания. Условно к подсознанию относят инстинкты, рефлексы, архетипы, процессы ощущения и восприятия, сон и сновидение, неосознаваемые желания и влечения, коллективная память человечества, личная память человека и многое другое. Осознание связано напрямую с процессами мышления, самоконтроля, самосознания и самооценки, с волевыми процессами. Сверхсознание подразумевает способность человека вырабатывать идеалы и подчинять им свою жизнь, заниматься творчеством с полной самоотдачей, входить в высшие (мистические) состояния сознания.

В науке и философии принято также говорить об атрибутах сознания, к которым относят, например, познание, переживание, творческое озарение, вдохновение, неосознанные явления, патологии сознания, свойства личности, память, волю, чувства и другое.

Одним из первых в современной науке и философии проблему соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) поставил и рассмотрел З. Фрейд, основоположник психоанализа. Рассматривая учение психолога, необходимо проанализировать структуру человеческой личности (Оно, Я, Сверх-Я), теорию подсознания и его роль в жизни человека. Рекомендуется обратить внимание на раннее учение о либидо и позднее учение об инстинктах жизни и смерти.

Дальнейшее свое развитие психоанализ получил в учении К. Г. Юнга, ученика и оппонента З. Фрейда. Необходимо рассмотреть структуру личности по К. Г. Юнгу, учение о коллективном и личномподсознании, проанализировать их значение. Обратить внимание на учение об архетипах и комплексах. Рекомендуется провести сравнительную характеристику учений З. Фрейда и К. Г. Юнга, сделать выводы относительно принципиальных расхождений их взглядов на сознание человека.

Не менее сложной и дискуссионной является проблема соотношения мышления и слова. Начиная со второй половины ХХ века, в философии все более утверждаются философско-лингвистические подходы. Проанализируйте основные идеи современной философии языка на примере учений структурализма, герменевтики и феноменологии. Рассматривая этот вопрос, обратить внимание на то, как в современной философии и науке решаются следующие вопросы: Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением? Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках? Каким образом мышление влияет на здоровье человека?

Когда мы говорим об обществе, то также можем говорить о существовании сознания, только коллективного, которое называют общественным сознанием. Общественное сознание является сложным явлением материальной и духовной жизни общества, результатом деятельности многих личностей с разным уровнем сознания. Существуют два уровня общественного сознания – психология и идеология. Общественная психология классифицируется как «коллективное бессознательное», которое находит свое выражение в чувствах, настроениях, эмоциях, доминирующих в общественной жизни. Общественная идеология отражается в рациональных формах общественной жизни - в идеях, концепциях и теориях. Благодаря идеологии общественная жизнь приобретает цель и направленность.

Основными формами общественного сознания являются политика, право, мораль, религия, экономика, эстетика. В них отражается разнообразие выражений материальной и духовной жизни общества. Все формы сознания тесно взаимосвязаны между собой. Рекомендуется проанализировать эту тесную взаимосвязь на конкретных примерах.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные атрибуты сознания и дайте их краткую характеристику.

2. Назовите основные уровни сознания.

3. Укажите и проанализируйте структуру личности по З. Фрейду.

4. Что преобладает в человеке – сознательное или бессознательное?

5. В чем принципиальное отличие учений К. Г. Юнга и З. Фрейда?

6. Какие новые идеи К. Г. Юнг внес в теорию подсознания? Что есть архетип?

7. Укажите и проанализируйте структуру личности по К. Г. Юнгу.

8. Какое значение для философии и науки имеет психоанализ З. Фрейда и К. Г. Юнга?

9. Какое значение в современной философии и науке играет философия языка? Почему проблема языка так актуальна на современном этапе цивилизации?

10.  Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением?

11. Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках?

12. Как мышление влияет на здоровье человека?

13. Какие существуют уровни общественного сознания? Дайте их определение.

14. Какую роль в жизни общества играет общественная идеология?

15. Какую роль в жизни общества играет общественная психология?

16. Какие существуют формы общественного сознания?

17. Дайте определение политики и покажите ее значение в жизни общества.

18. Дайте определение морали и покажите ее значение в жизни общества.

19. Дайте определение религии и покажите ее значение в жизни общества.

20. Дайте определение эстетики и покажите ее значение в жизни общества.

21. Дайте определение экономики и покажите ее значение в жизни общества.

22. Каким образом все формы общественного сознания взаимосвязаны между собой?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: