double arrow

Практические занятия №  13-14.

Гносеология как философия познания.

План

1. Чувственное познание и его формы.

2. Рациональное познание и его формы.

3. Интуитивное и мистическое познание.

4. Наука как тип познания.

5. Теория истины.

 Тема семинара относится к разделу программы «Гносеология как философия познания».

Цель семинара: рассмотреть основные принципы теории познания; изучить основные типы познания и их формы – чувственное, рациональное, интуитивное, мистическое; показать тесную взаимосвязь всех типов познания; проанализировать особенности научного познания; изучить основные концепции современной теории истины.

Методические рекомендации

Проблема познания является одной из самых важных в истории философии. Особенности и закономерности процесса познания исследуются в таком разделе философия как гносеология («наука о знаниях»). Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире с целью нахождения истины.

Гносеология изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познаниямира человеком, критерии истинности и достоверности знания. В процессе семинарского занятия рекомендуется рассмотреть основные принципы теории познания. Необходимо также особое внимание уделить проблеме познаваемости мира, возможностям и границам познания. Она не имеет однозначного решения, предлагая гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Процесс познания является сложным процессом, в котором участвуют чувства человека, его разум и интуиция. Принято выделять четыре типа познания – чувственный, рациональный, интуитивный и мистический, которые тесно взаимосвязаны между собой. Рекомендуется проанализировать все виды познания и их формы. Каждый тип познания играет важную роль в процессе познания, имеет как свои преимущества, так и определенные ограничения. К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. К основным формам рационального познания относятся понятие, суждение, умозаключение. В процессе подготовки материал к семинару необходимо дать определение каждой формы познания, показать их взаимосвязь, проанализировать возможности и ограничения чувственного и рационального типов познания.

К высшим типам познания относятся интуитивное и мистическое. В современной науке еще не существует их однозначного определения, что говорит о сложности феноменов интуиции и мистики. Вместе с тем, и интуиция и мистика играли и играют очень важную роль в процессе познания. Ни одно из серьезных научных открытий, ни одно из философских или религиозных учений не обходятся без участия интуиции и мистики. Рекомендуется проанализировать тесную взаимосвязь всех форм познания между собой на конкретных примерах.

Отдельный пункт семинара посвящен изучению науки как типа познания, истоки которого надо искать в культуре и философии Древней Греции. Необходимо рассмотреть причины возникновения науки и особенности научного мировоззрения. Наука является системой знаний и социальным институтом, который играет важную роль в современной цивилизации. Важно показать философские основания науки. Необходимо дать определение такого понятия как «научная картина мира».

На современном этапе не существует исчерпывающего ответа на вопрос о сущности истины. Можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы. Рекомендуется рассмотреть основные современные концепции теории истины, а также дать определение таких понятий как «абсолютная истина» и «относительная истина». Современная теория истины рассматривает истину как основной смысл познавательной деятельности человека. Этот процесс длится бесконечно, так как состоит из бесконечной цепи относительных истин, которые сменяют друг друга на пути к абсолютной истине. Человек в процессе достижения истины неизбежно сталкивается с ошибками и заблуждениями, а иногда и с прямой фальсификацией истины – обманом.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Какой круг проблем исследуется в гносеологии?

2. Дайте определение познания.

3. Какие есть варианты решения проблемы познаваемости мира.

4. Назовите основные принципы современной теории познания.

5. Какие существуют типы познания?

6. Дайте определение чувственного познания и укажите его формы.

7. Дайте определение рационального познания и укажите его формы.

8. Как взаимосвязаны между собой чувственное и рациональное познание? Какие существуют преимущества и ограничения чувственного и рационального познания.

9. Дайте определение интуитивного познания.

10. Дайте определение мистического познания.

11. Как взаимосвязаны между собой все типы познания?

12. Дайте характеристику науки как типа познания, покажите ее роли на современном этапе цивилизации.

13. Какие существуют подходы к решению проблемы истины?

14. Что есть истина абсолютная и истин относительная?

15. Дайте определение понятий «ложь» и «заблуждение».

16.  Покажите важность проблемы познания для философии.

 

Практические занятия №  15-16. 

Актуальные проблемы человеческого бытия.

План

1. Добро и зло в человеческой природе.

2. Проблема свободы и ответственности. Феномен «бегства от свободы» и его причины.

3. Диалектика счастья и страдания в жизни человека.

4. Проблема смысла жизни. Феномен «смыслопотери» и его причины.

5. Смысл смерти и бессмертия.

Тема семинара относится к разделу программы «Философская антропология».

Цель семинара: изучить самые актуальные проблемы человеческого существования, рассмотреть разнообразие философских подходов к их решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: