Экологическое воспитание во внеурочной деятельности

В связи с нехваткой времени на уроках биологии, экологическое воспитание приходится осуществлять не во время урока, а во внеурочной работе и на экскурсиях.

Как определяет И.Н. Пономарева, «внеурочная работа - это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя [10].

Определяют несколько форм внеурочной работы, для осуществления наиболее эффективного экологического воспитания. Форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения, используемым учителем в процессе воспитывающего обучения. К ним относится:

1. Работа в живом уголке;

3. Работа на учебно-опытном участке;

4. Летние задания.

При выполнении учащимися работ на учебно-опытном участке, в живом уголке, летних заданий используются практические методы обучения: наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и другие. Эти методы имеют особенно большое значение в развитии самостоятельности учащихся, содействуют развитию мышления детей [16].

Для реализации экологического воспитания в процессе внеурочной работы используются различные средства обучения. Можно выделить три основных вида таких средств:

1. Реальные (натуральные) объекты.

2. Знаковые (изобразительные) заменители реальных объектов и явлений.

3. Словесные или вербальные средства [10].

Необходимо привлекать детей к изготовлению наглядных пособий, например, собрать гербарий, собрать коллекции насекомых, нарисовать цепи питания, сделать дидактические карточки и т.д.

1. Работа в живом уголке.

Живой уголок дополняет кабинет биологии. В живом уголке находятся растения и животные, необходимые для наблюдений, опытов и лабораторных работ, которые предусмотрены учебной программой.

Для живого уголка подбирают те объекты, которые необходимы в учебном процессе. Здесь дети могут ставить опыты с живыми объектами (способы питания различных животных, например, дафний), наблюдать за животными (образом жизни, способами передвижения). Продолжительные наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы способствуют развитию у детей исследовательских умений, формированию трудовых умений и навыков, прививается бережное отношение к природе.

Наличие в школе уголка живой природы содействует реализации задач обучения, развития и воспитания учащихся.

При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса.

Состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических и экологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе [10].

Пример: Дать ученикам задание рассмотреть аквариум и ответить на следующие вопросы:

1. Является ли аквариум экосистемой? (ответ обосновать)

2. Какие животные и растения можно наблюдать на данном объекте?

3. Может ли быть в аквариуме цепь питания? (ответ обосновать) и т.д.

 

2.Работа на учебно-опытном участке.

Учебно-опытный участок – это база опытнической работы учащихся. Здесь дети познают растительный мир, получают и закрепляют знания о нём, приобретают умения и навыки выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. Учебно-опытный участок является источником для заготовки коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

В учебно-опытном участке выделяют несколько отделов: цветочно–декоративных растений, плодово-ягодных растений, полевых культур и экологический отдел.

В экологическом отделе дети могут наблюдать за растениями, которые произрастают в их природной зоне. Учитель может показать приспособленность растений к различным экологическим условиям, выделить светолюбивые и теневыносливые растения, влаголюбивые и из засушливых мест. Собрать различные коллекции: «Жизненные формы», «Популяции вида», «Ранневесенние растения», «Растения пустынной зоны» и т.д. Дети могут проводить всевозможные опыты, например, рассмотреть влияние биотических и абиотических факторов на растения.

Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:

•   совершенствованию биологических и экологических знаний и умений по их применению на практике;

•   формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;

•   развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;

•   совершенствованию умений: наблюдать биологические и экологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента;

•   формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

Большую часть работы на опытном участке составляет опыт. Школьники работают по группам, в разное время. Подводит итоги уже вся группа. Примером такого опыта может служить влияние светового дня на рост и развитие растений.

Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков (составление гербария сорных и культурных растений), лабораторных работ и кружков юннатов.

Постановка опытов способствует развитию у детей интеллектуальной, трудовой, исследовательской деятельности. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, анализировать.

Планируемые учителем опыты и задания должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. Выполнение опытов на учебно-опытном участке способствует овладению школьниками комплексом практических умений и навыков сельскохозяйственного труда.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их [17].

Для примера, можно взять за основу тему по биологии «Как питаются растения?» и но опытном примере показать детям наличие хлорофилла в растениях (накрывая, определённый участок травяного покрова ящиком, который не пропускает свет. Через некоторое время, открыть, посмотреть что произойдет. Записать наблюдения

 

3.Летние задания.

Летние задания носят комплексный характер. Основная их цель сводится к закреплению и углублению ботанических и зоологических знаний, которые связаны с проведением наблюдений в природе за жизнью растений и животных в различных экологических условиях, выяснением их приспособленности к различной среде обитания, постановке опытов, к проведению наблюдений за выращиваемыми культурными растениями на школьном учебно-опытном участке.

В конце учебного года ученики получают задания, связанные с наблюдениями в природе. В частности, от учащихся требуется проведение наблюдений за фазами развития цветковых растений, входящих в состав сообщества, а представители животного мира, обитают в рассматриваемом учащимися сообществе (различные насекомые, черви, моллюски, пауки, птицы и др.). Наблюдая за животными, за взаимосвязью с растениями и друг с другом, учащиеся могут сделать вывод о роли животных в жизни растительных сообществ.

Второй вид летних заданий - это проведение учащимися опытов на школьном учебно-опытном участке, связанных с выращиванием культурных растений. Учитель по своему усмотрению с учетом местных условий и интереса учащихся определяет, какие взять культуры и кому поручить их выращивание.

Время начала опытов напрямую зависит от климатических условий в которых проживают школьники. Там, где весна начинается рано, можно проводить опыты не летом, а намного раньше.

Выполнение заданий по выращиванию растений требует от учащихся не только применения тех или иных агротехнических приемов ухода, но и знания того, какое они оказывают влияние на растения, а для этого необходимы фенологические наблюдения за сроками наступления и продолжительностью фаз их развития.

Учащиеся должны знать признаки наступления фаз развития растений, что бы вести фенологические наблюдения. Большую помощь в этом дают гербарные образцы, фотографии, рисунки.

Наблюдения за развитием растений должны проводиться одновременно с наблюдениями за условиями погоды.

Внеурочные работы оказывают большое влияние на развитие личности учащихся. У детей идёт развитие самостоятельности, ответственности. Школьники овладевают исследовательскими умениями, вырабатывается аккуратность, трудолюбие. Формируется умение наблюдать за природными явлениями.

В целом организация внеурочной работы по биологии должна удовлетворять таким требованиям, как: системность, систематичность проведения, четкая продуманность научно обоснованной системы заданий, связь с тематикой уроков, обязательность контроля в различной форме, гибкость и вариативность с направленностью на развитие индивидуальных способностей учащихся; наличие упражнений, предполагающих проявление творчества и инициативы детей; личностно-центрированный и нередко утилитарно-прагматический характер проводимой работы (детям необходимо понимать возможность реального применения полученных знаний на практике, поэтому часть заданий должна носить практический характер); проведение подробного инструктажа по выполнению каждого задания, способствующего отработке у школьников навыков самостоятельной работы; смена видов деятельности в процессе выполнения заданий блока.

Именно такая четко отлаженная система внеурочной работы способствует не только повышению эффективности усвоения материала, но и постоянному поддержанию интереса детей к процессу познания окружающего мира, в том числе самостоятельному [9].

Пример: Можно предложить детям провести опыт «Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс». Для этого нужно подвергнуть семена телефонному излучению в определённый промежуток времени, затем высадить и облученные семена и нормальные. Сравнить всхожесть образцов. Записать в таблице. Сделать вывод о влиянии на семена и на человека в том числе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: