Многообразие экологического воспитания

Когда учащиеся преобразуют и охраняют природу, она становится объектом из заботы и труда. Из этого следует, что с заботой о природе у детей формируются различные важные навыки. Любая деятельность школьника зачастую связана с природой. Для создания благоприятных условий, которые направленны не формирования у школьников правильного отношения к действительности, школа организует познавательную, трудовую, художественную, опытническую, игровую, спортивно-оздоровительную деятельность детей на природе. На формирование сознания во взаимодействии с окружающей средой оказывают большое влияние такие факторы как: общественное мнение, личные и групповые мотивы поведения, жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников. От целенаправленных действий педагога зависит сознание учащихся в условиях влияния окружающей среды.

Для этого применяют различные приёмы и методы педагогической работы, раскрытия смысла педагогической деятельности. Соревнование и личный приём воспитателя, беседы и лекции о труде и природе, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество [10].

Как актуальная социально-педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Свойства и явления естественной среды являются одной из объективных предпосылок личного отношения к природе.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества способствует расширению знаний и обогащает использование нравственно-эстетических и экономических оценок окружающей среды. Глубокое осознание необходимости в заботе о сбережении окружающей среды несёт материальную и духовную ценность у учащихся. Процесс воспитания и обучения, в ходе которого дети овладевают общественно-ценностными отношениями и действиями, является третьей предпосылкой в формировании отношения ученика к природе.

Целью экологического воспитания является формирования у школьников положительного отношения к окружающей среде [11]. Организация общественно-полезных действий во многом зависит от школьных преподавателей. Они учат детей проявлять заботу в отношении к окружающей среде. Помогают овладеть коллективными формами деятельности в природной среде. Собственная деятельность ребёнка является предпосылкой для личного отношения к природе. В ней возникаютреализуются и осознаются цели коллектива и личности, отношения ребёнка и воспитателя к природе и обществу. Для формирования у ребёнка отношения к окружающей среде нужно выделить способность её восприятия, заинтересованность в познании, переживания и осмысления, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии, готовность реализовать общественные и личные цели во взаимодействии с внешним миром и посредством этого удовлетворить свои стремления и потребности. Знания, которые ребёнок получает при изучении биологии, географии, химии, физики, могут способствовать формированию природоохранной деятельности. К заботе о природе, сбережению растительного и животного мира, сохранению и увеличению природных богатств детей приобщают через краеведческую или опытническую работу в деятельности бригад и лесничеств. В список их практических занятий входят: уход за животными и растениями, лесозащитные и полезащитные мероприятия, забота о воде и земле, участие в воспроизводстве естественных ресурсов.

Навыки рационального природопользования формируются под руководством педагога. На защиту окружающей среды направлена нравственная сторона природоохранительного отношения. Она связана с осознанием полезности и ценности природы и осознанием общенародной принадлежности. Формирование нравственного отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о пресечении действий, которые наносят ущерб окружающей среде, о чистоте воды, о сохранении почвенного слоя, о природе. Все действия направленные на защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности окружающей среды. Понимание красоты природы должно быть так же закономерно, как и стремление охранять её и быть готовыми к практической деятельности. Эксперименты, которые проводили в разных природных условиях, показали, что на отношение ребёнка к природе влияют множество факторов, например, место жительства, пол, профессия и образование родителей, индивидуальные особенности школьника. Данные исследований показали, что зачастую девочки восприимчивее к ландшафту, мальчики напротив, выше ценят возможность познакомиться с новыми природными местами или заняться спортом. Так же есть различие между городскими и сельскими детьми. Не все могут одинаково осознавать - какое природа оказывает влияние на их отношение к людям, на мысли и чувства. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования не заботятся о состоянии окружающей среды. Из этого следует, что рост образованности среди родителей способствует формированию у детей более богатых духовных связей с окружающей средой. Эти данные показывают, что в деятельности учителя нужно учитывать влияние различных социальных факторов в отношении к природе [11].

Большую роль во взаимодействии учеников с природой играет их индивидуальная избирательность осознанных связей с внешним миром.

В природоохранной деятельности одного ребёнка может интересовать – форма, второго – содержание, третьего – орудия труда. Одна часть детей заинтересована возможностью побыть в лесу с товарищами, другая – жизнью леса. Очень многообразны практические и познавательные интересы ребёнка, чувства и эстетические вкусы, личные оценки действий человека и различных природных явлений. Только увлечённый охраной природы, её красотой учитель может сформировать бережное отношение ребёнка к окружающей среде. Развивая средствами природы духовным мир школьников, учителя закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам преподаватель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа нуждается в таком специалисте, который не только хорошо знает свой предмет, но и общие закономерности правильного воспитания у детей отношения к людям и окружающей среде [11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: