Философская антропология 20 века в поисках специфичности человеческого бытия. М.Шеллер, А.Гелен, Х.Плесснер. Культурная антропология, философия жизни о человеке (Ф.Ницше)

    Теоретической базой проекта философской антропологии Макса Шелера являлось неокантианство и феноменология. Шелер считает, что культура и философская мысль вплоть до начала XX века не смогли осмыслить природу человек, не смогли ее должным образом оценить. Итогом такого пренебрежительного отношения к человеку является кризис культуры. Он есть в первую очередь кризис личности, вызванный доминированием естественного знания.

    Шелер выделяет пять основных идей о человеке: Иудео-христианская идея, утверждающая сотворенность человека Богом и вытекающие отсюда онтологические и этические последствия. Концепция «человек разумный». Согласно с ней человек объявляется единственным обладателем разума, который всецело предназначен для познания мира. Точка зрения натурализма, позитивизма и прагматизма, которая отрицает духовную специфичность разума, видя в нем исключительно совокупность инстинктов и результатов чувственного восприятия.

    Подход к оценке развития истории человечества как регрессу. Бытие человека при этом расценивается как нечто негативное, обреченное к гибели. Эти идеи Шелер находит в поэзии романтизма, в философии Шопенгауэра и Ницше и др. Идея, которая превозносит человека на вершину мироздания. Такие идеи являются отчасти продолжением учения Ф. Ницше о «сверхчеловеке» (Н. Гартман и др.). Человек становится таков в том случае, если становится способным ассимилировать, обнаружить в себе заложенный Богом дух. Сущность человека по Шелеру – любовь.

    А. Гелен Философско-антропологический проект А. Гелена имеет биологический характер. С точки зрения мыслителя человек является биологическим существом, причем ущербным. Ущербность заключается в том, что человек не приспособлен к жизни в условиях природы. Отмеченная ущербность толкает к активной деятельности по созданию благоприятных условий существования. Граница среды существования человека – это культура и техника. Они оцениваются не как нечто внутреннее, но как самостоятельные сущности. Культура и техника – это своего рода человек, который также живет и развивается. Для выживания в условиях окружающего мира человек создает социальные институты, устанавливает нормы закона, правила поведения, морально-нравственные требования и т.д. Человек с животным роднит наличие следующих общих инстинктов: инстинкт безопасности; инстинкт заботы о своем потомстве; инстинкт стремления к жизни во всех ее проявлениях и страха смерти.

     Х. Плеснер Плеснер стремится создать антропологию как строгую науку, имеющую своей основой онтологическую проблематику. Она должна исходить, как считает мыслитель, из понятия жизни и стирать грань разобщенности естественных и гуманитарных наук. Жизнь – это единство биологии и «наук о духе». Главная особенность человека – это его способность экзистировать, т.е. отделять свою личность от данной здесь и сейчас телесности.

Философия экзистенциализма о сущности и существовании человека. Экзистенциальные проблемы бытия человека: свободы, смерти, смысла жизни, судьбы, счастья, нравственного выбора, творчества.

Одна из центральных проблем философии экзистенциализма – проблема сущности и существования человека.Центральным положением философии является тезис об абсолютной недерминированности человеческой реальности. Это "абсолютное событие", "дыра в недрах бытия", "избегание каузального порядка мира".Осознание своей уникальности, "инакости" – есть основополагающий конституирующий момент человеческой реальности. Единственная допустимая "зависимость от мира" – быть отличным от мира, не быть вещью, не быть объектом. Человек – причина самого себя, это – свобода (как свобода от общества, от других людей и даже самого себя). Но человек – "ничто", т. е. у него нет природы. И от человека зависит то, каким он будет, каков будет мир, в котором ему придется жить. Другими словами, у человека нет сущности, как чего-то предопределенного, заданного извне. Отсюда знаменитое заявление: "Существование предшествует сущности".

Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. В этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека.

Таким образом, свобода в экзистенциальной философии понимается, прежде всего, как свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции. Свободный выбор – это удел ответственной личности.А. Камю так перефразировал знаменитое высказывание Декарта "мыслю, следовательно, существую": "я бунтую, следовательно, существую".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: