Реформирование досрочных пенсий

Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость произвольных изменений в законодательстве Российской Федерации, а также установление переходного периода в целях адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.

Действующая в настоящее время система установления досрочных пенсий, созданная в период существования Союза ССР, не соответствует современным условиям рыночной экономики и, кроме того, социально несправедлива.

Финансирование выплат досрочных пенсий осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а не за счет дополнительных страховых взносов работодателей.

По существу, льготные пенсии компенсируют работникам неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должны нести работодатели, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения кадров на рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на получение этих пенсий предоставляется независимо от фактических условий труда, показателей здоровья и сохранения трудоспособности работников.

Самостоятельный источник финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, а также занятостью на отдельных видах работ отсутствует, поэтому эти пенсии выплачиваются за счет средств, уплачиваемых работодателями в виде общеустановленных страховых взносов. Это снижает возможности для повышения пенсий остальным категориям получателей.

В результате издержки, которые обязаны нести работодатели в целях обеспечения прав своих работников на досрочную пенсию, несут, по сути, все пенсионеры.

Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является сложной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой необходимо принять меры по улучшению условий труда и созданию стимулов для работодателей, обеспечивающих модернизацию рабочих мест. Кроме того, нужны меры по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по созданию условий для экономической мотивации работодателей, улучшающих условия труда.

Одновременно с реформированием досрочных пенсий необходимо усовершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях развития новых форм социальных гарантий работникам предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также создание условий по предоставлению работникам гарантий и компенсаций в соответствии с их интересами в рамках трудовых и (или) коллективных договоров.

В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В последующие годы размер дополнительного тарифа будет определяться с учетом обеспечения за счет страховых взносов финансирования выплаты назначенных застрахованным лицам пенсий в течение всего досрочного периода.

При этом предлагается по результатам специальной оценки условий труда освобождать соответствующих работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам. В этом случае работники будут формировать пенсионные права на общих основаниях.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории застрахованных лиц, в отношении которых необходимо использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

Сохраняется право на назначение и выплату досрочных страховых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).

Лица, имеющие "неполный" специальный стаж и не сформировавшие право на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы в особых условиях труда в случае уплаты работодателем в их пользу страховых взносов по дополнительному тарифу, при этом они сохраняют право на назначение досрочных страховых пенсий.

Предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных либо трудовых договорах или в локальных нормативных актах, создание работодателем системы дополнительных социальных гарантий: добровольное пенсионное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение), установление выплат компенсационного характера к заработной плате либо предоставление иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, а у работников будут формироваться соответствующие права на социальные гарантии в корпоративных системах.

Основные параметры и условия предоставления указанных гарантий и компенсаций будут установлены с учетом позиции Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении лиц, не имеющих специального стажа, соответствующие работодатели в рамках социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию (досрочную и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая выплаты компенсационного характера к заработной плате, дополнительное страхование на случай риска возможной утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. При этом по итогам анализа и проработки этого вопроса в состав страховщиков могут быть включены страховые организации.

Указанные меры позволят повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в отличающихся от нормальных условиях.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.[10]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста.

Существующая система определенного государственного пенсионного обеспечения основывается на различных принципах солидарности поколений, а также распределении определенной части доходов работающих именно в пользу пенсионеров. Определенный уровень пенсионного обеспечения сегодня в России четко указывает на то, что государство хоть и активно стремится постоянно повышать определенный размер пенсий, однако не может обеспечить именно такой уровень жизни современных пенсионеров, который можно назвать достойным. Все это объясняется экономическими, а также демографическими причинами.

В Российской Федерации государственное пенсионное страхование является обязательным для всех граждан. Если у гражданина в наличие имеется страховой стаж, то у него возникает право на страховую пенсию.

Страховая пенсия по старости является самым распространенным видом пенсии в нашей стране. Определенное право на нее сегодня имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, а также женщины, которые достигли возраста 55 лет, именно при наличии необходимого определенного страхового стажа, а также минимальной суммы различных пенсионных баллов. Некоторые отдельные категории российских граждан сегодня могут получить определенное право на страховую пенсию несколько раньше.

 Федеральный закон №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» учитывает страховой стаж, когда пенсионер обратился за назначением права на социальную пенсию и ее размер итоговой продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В определении стажа заложены две категории периодов – периоды работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж

Итак, Закон «О страховых пенсиях в РФ» содержит ряд исключений из общего правила назначения страховой пенсии по старости, позволяющих назначать пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, длительное время трудившимся в неблагоприятных условиях.

Условиями досрочного назначения страховой пенсии по старости  являются:

1) достижение определенного законом пониженного пенсионного возраста (кроме случаев, когда пенсия может быть назначена независимо от возраста - т.н. пенсия «за выслугу лет»).

2) стажевые условия:

- наличие определенной продолжительности стажа на соответствующих видах работ (специального стажа работы) - в неблагоприятных условиях труда или климатических условиях;

- наличие определенной продолжительности общего стажа работы (т.н. страхового стажа). В некоторых случаях продолжительность страхового стажа как условие досрочного пенсионного обеспечения не устанавливается.

Категории работников, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в неблагоприятных производственных (на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями и т.д.) или климатических (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) условиях, а также льготные основания, дающие право на досрочное назначение пенсии гражданам, связанные с их физиологическими особенностями, перечислены в ст.32 Закона о страховых пенсиях.

В настоящее время система социального обеспечения РФ находится на пути реформ. Как указывают многие специалисты, более половины граждан РФ по закону имеют право на различного рода льготы. Естественно, это не может выдержать даже самая благополучная экономика. Поэтому новым принципом социального обеспечения граждан РФ должна стать адресность.

Естественно, применительно к пенсионному обеспечению это не значит, что будет нарушено право граждан на пенсию. Речь идет лишь о том, чтобы еще больше дифференцировать это право в зависимости от его трудового вклада. В этих условиях важным представляется обеспечение дополнительных льгот гражданам, занятым на тяжелых и вредных работах.

Для того чтобы усовершенствовать пенсионное законодательство предлагается несколько решений:

 - детализировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему;

 - внедрить эффективные стимулы, для того чтобы граждане выходили на пенсию позднее установленного возраста;

- увеличить заинтересованность работодателей и работников в увлечении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.


 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буданова И.В. К вопросу о реформировании законодательства о досрочном пенсионном обеспечении/ Социальное и пенсионное право. - М.: Юрист, 2016, № 1. - С. 11

2. Ракитская А.В. Программа пенсионной реформы: особенности и тенденции развития//Ученые записки МГСУ.-2017.-№1.-С 57.

3. Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения старости/ Социальное и пенсионное право/ 2016г. № 1, с. 26

4. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование М.: Инфра-М, 2016г., с. 322

5.  Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы 2016г., 172 стр.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» Собрание законодательства РФ. - 13.01.2014. - № 2 (часть II) (поправка) - Режим доступа: Консультант Плюс.

7. Козлова Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие/Е.В.Козлова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.

8.  Сидоров В.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие - Сидоров В. Е., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 310 с.

9. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник - Тыщенко А. И. - 3 изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 с.

10. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А. История развития пенсионного обеспечения в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, г. 2016.с. 132.

 


[1] С.В. Иванова, Ю.А Киреев., К.А.Киреева., История развития пенсионного обеспечения в России /2016 г., с.85, г. Казань

[2] Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, ст 30

 

 

[3] В.Е Сидоров, Право социального обеспечения: 3-е изд / М., 2016 г. с.112, г. Москва

[4] И.В.Буданова, К вопросу о реформировании законодательства о досрочном пенсионном обеспечении/ Социальное и пенсионное право./ М: 2016 г., с. 7, г. Москва

 

[5] Г.В. Сулейманова,  Социальное обеспечение и социальное страхование/ М: 2016г., с. 254, г. Москва

 

[6] И.В. Сивакова, Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения старости: 2016г. с.24, г. Москва

 

[7] А.В. Ракитская, Программа пенсионной реформы: особенности и тенденции развития/ 2017г., с.47, г. Омск.

 

[8] В.И. Тресков, Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / 2016г., с. 111, г. Москва

[9] Е.В. Козлова, Основы социального и пенсионного страхования в России: / М.: 2016 г.,. с.98, г. Москва

[10] А.И. Тыщенко, Правовое обеспечение профессиональной деятельности. - 3 изд. / М.: г. 2017., с. 177, г. Москва



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: