ü принцип разделения властей;
ü монарх обладает правом абсолютного вето;
ü монарх принимает указы, имеющие силу законов;
ü монарх обладает правом распускать парламент.
Конституционная
ü Полномочия монарха ограничены конституцией
4. Признаки республики:
ü власть выбирается обществом;
ü имеет свой срок;
ü полностью зависит от населения;
ü формальный источник власти общество.
Типы республики:
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ | ПАРЛАМЕНТСКАЯ | СМЕШАННАЯ (РОССИЯ) |
Сильный президент (США, Латинская Америка) | Слабый президент, сильная власть парламента (Германия, Израиль, Австрия) | Сильный президент |
Парламент и президент выбираются на всеобщих выборах | На выборах избирается только парламент. Парламент выбирает президента | Как в президентской |
Законодательная и исполнительная власть не зависят друг от друга: 1. президент формирует правительство; 2. парламент не может отправить правительство в отставку; 3. парламент может предъявить президенту импичмент; 4. президент не может распустить парламент. | Законодательная и исполнительная власть взаимозависимы: 1. правительство формирует парламент по числу большинства; 2. правительство несет ответственность перед парламентом, и он решает вопрос об отставке президента; 3. президент может распустить парламент по требованию премьер-министра. | Президент правит, а парламент находится непропорциональной зависимости: 1. большую роль играет президент; 2. правительство несет ответственность перед президентом и Государственной Думой; 3. Государственная Дума может выразить недоверие правительству, а президент решает этот вопрос; 4. Государственная Дума может предъявить президенту импичмент; 5. президент может распустить Государственную Думу. |
Единая исполнительная власть президента. Президент глава правительства и государства | Раздельная исполнительная и законодательная власть президента и премьер-министра | Президент имеет особый статус и не включен ни в один из ветвей власти, но реальная власть принадлежит ему. |
Президент имеет отлагательное вето (т.е. может внести поправки в законопроект, с которыми парламент может не согласиться) | Президент имеет право окончательного вето (т.е. парламент не имеет право отстранить поправки) | Президент имеет право отлагательного вето. |
Формально президент не обладает правом законодательной инициативы | Президент и премьер-министр обладают правом законодательной инициативы | Президент и правительство обладают правом законодательной инициативы (президент, правительство, суд, Совет Федерации + Законодательные органы) |
5. Сравнительный анализ президентской власти в России и Франции.
|
|
Общие черты:
|
|
ü президент и парламент выбираются на общих выборах;
ü президент наделен чрезвычайными полномочиями;
ü президент может распустить парламент
ü президент при формировании правительства имеет решающее значение;
ü правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.
Различия:
ü основные направления внутренней и внешней политики определяет в России Президент, во Франции Парламент.
ü Французский Президент не несет ответственность за свою политику. Российский Президент несет ответственность перед Парламентом – ирригация импичмента
ü во Франции Президент может распустить Парламент без объяснения причин. В России Президент может распустить Парламент на следующих условиях. Во-первых, если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру Председателя Правительства. Во-вторых, если Дума дважды в течение трех месяцев выразила недовольство правительству. В-третьих, если Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Дума отказывает в его решении.
Основания, по которым Президент не может распустить Государственную Думу:
1. если Дума не работала меньше года;
2. если Президенту объявили импичмент;
3. если чрезвычайное положение в стране;
4. если до конца президентского срока осталось шесть месяцев.
ü Организация президентской власти во Франции предусматривает процедуру контрасигнатуры (т.е. указы президенты должны быть подписаны премьер-министром). В России существует процедура визирования (но необязательно)