Представители теории А.П Бутенко, К. Леви-Строс.
Выделение человека из животного царства произошло благодаря запрету на инцест (половые взаимоотношения кровных родственников, кровосмешение)
В процессе длительной эволюции люди осознали вред кровосмешения, соответственно был установлен запрет на инцест. Была создана группа людей, которая следила за соблюдением запретов. За нарушения наказывали. Соответственно начинаются складываться отношения с другими племенами с целью обмена женщинами. Таким образом, можно говорить, что формирование аппарата насилия - прообраз первого государства.
Задания:
- Заполните таблицу «Теории происхождения государства»:
Теория происхождения государства | Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
2. Наглядно изобразите модель зарождения государства.
3. Напишите синквейн на любую из изученных теорий происхождения государства.
- «Насилие, столкновение племен, войны, грубое превосходство силы – вот родители и повивальная бабка государства». Л.Гумпилович. Сторонником, какой теории вы назвали бы Гумпиловича и почему? Объясните сущность этой теории.
ЗАНЯТИЕ 3.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.
Цель урока: познакомить учащихся с функциями государства.
Форма урока: Лекция с элементами беседы.
Основные понятия урока: функции государства (внешние, внутренние).
План.
- Понятие функции государства.
- Внутренние функции государства.
- Внешние функции государства.
Объясняя материал занятия, учитель должен помнить, что современное членение функций на внутренние и внешние утратило свое значение. Однако учащимся целесообразно пояснить, что принцип разделения функций дает возможность четко и ясно понять направления деятельности государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Государство управляет людьми и решает государственные дела.
Государство имеет легитимное (законное) право на применение насилия. Формы насилия государства:
1. разгон несанкционированные демонстрации, митинги;
2. запрет деятельности нелегальных учреждений, организаций;
3. применение санкций к нарушителям закона;
4. международные санкции против террористов.
Государство выступает как средство компромисса между различными группами интересов.
Функции государства
I. Внутренние функции – это основные направления в деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
1. Защитные, охранительные -охрана и обеспечение тех общественных отношений, которые устанавливаются и регулируются общественными и правовыми нормами:
1.1. защита прав и свобод граждан;
1.2. сохранение законов государства;
1.3. сохранение общественного порядка;
1.4. охрана окружающей среды;
1.5. охрана всех видов собственности;
1.6. социальное страхование
2. Регулирующие деятельность по развитию экономического производства создание условий для развития личности.
2.1 регулирование экономических и правовых основ рынка;
2.2 налогообложение;
2.3 кредитование;
2.4 собственник и производитель материальных благ;
2.5 регулирование интересов различных социальных групп;
2.6 социальные гарантии достойных условий существования
развитие науки, образования, здравоохранение, поддержка
малоимущих слоев населения, обеспечение работой жильем.
II. Внешние функции – это основное направление деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их осуществление обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, в котором все страны становятся взаимозависимыми.
2.1 сотрудничество с иностранными государствами;
2.2 оборона границ собственного государства;
2.3 поддержание мирового порядка
Основные принципы политики были сформулированы в 1975 году в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству Европы (ОБСЕ). Принципы:
ü невмешательство во внутренние дела третьего государства;
ü территориальный суверенитет;
ü отказ от применения силы к другому государству;
ü разрешение всех вопросов в ходе переговоров.
Вопросы:
1. Дайте определение понятию «функция государства». В чем состоят функции государства?
2. Почему функции государства разделены на внутренние и внешние?
Задания:
1. Заполните таблицу, впишите в соответствующие столбцы конкретные примеры внутренних и внешних функций Российской Федерации, привлекая свой жизненный опыт, материалы газет, журналов, сети Интернет.
Внутренние | Внешние |
ЗАНЯТИЕ 4 - 5