У двигателя параллельного возбуждения цепь обмотки возбуждения, так же как и цепь обмотки якоря, включена под постоянное напряжение сети. Цепь обмотки возбуждения можно питать и от отдельного источника постоянного тока (независимое возбуждение). И в том и в другом случае ток возбуждения не зависит от тока якоря.
Схема включения в сеть двигателя постоянного тока параллельного возбуждения изображена на рис. 9.24. Обмотка якоря включается в сеть через ступенчатый пусковой реостат Rn, обмотка возбуждения — через реостат Rш. Токопроводящая ручка пускового реостата соединена с зажимом Л и до запуска двигателя находится на контакте О. При запуске она последовательно перемещается в крайнее левое положение.
При этом цепь возбуждения непосредственно подсоединена к сети через дугообразный контакт Ш, а цепь якоря Я через секции пускового реостата. В процессе пуска число включенных секций уменьшается, а по окончании пуска пусковой реостат полностью выводится. Такая конструкция пускового реостата исключает разрыв цепи якоря при переключении ручки с одного контакта на другой. Следует иметь в виду, что пусковой реостат не рассчитан на длительное пребывание под током якоря, поэтому при работе двигателя его ручка должна находиться в крайнем левом положении.
Постоянный для данного двигателя коэффициент pN/ (2πа) обозначают см. Таким образом, М = смIяФ, т. е. вращающий момент двигателя прямо пропорционален току якоря и магнитному потоку возбуждения.