В двигателе последовательного возбуждения обмотка побуждения включена последовательно с обмоткой якоря (рис. 9.28, а), поэтому магнитный поток Ф пропорционален I (если пренебречь насыщением магнитопровода) и в формуле М=смIФ следует положить Ф = kI, где k — постоянный коэффициент. Тогда М = смkI2.
Вращающий момент двигателя последовательного возбуждения пропорционален квадрату тока.
Рис. 9.28. Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения:
а — схема; б — рабочие характеристики
Таким образом, для двигателя последовательного возбуждения опасен режим холостого хода, так как при уменьшении момента на валу до нуля частота вращения неограниченно увеличивается (рис. 9.28, б) и двигатель идет «вразнос». Это обстоятельство требует такого сочленения двигателя последовательного возбуждения с рабочей машиной, при котором режим холостого хода был бы исключен. В частности, нельзя применять ременную передачу, так как при ослаблении или обрыве ремня может возникнуть аварийный режим.
|
|
Частоту вращения двигателя последовательного возбуждения можно регулировать либо изменением подводимого напряжения (рис. 9.29, а), либо изменением магнитного потока возбуждения за счет шунтирования обмотки возбуждения (рис. 9.29, б). Второй способ более экономичен.
Рис. 9.29. Схемы регулировки частоты вращения двигателей последовательного возбуждения: а — изменением подводимого напряжения; б — шунтированием обмотки
Двигатель последовательного возбуждения имеет существенные преимущества вследствие квадратичной зависимости вращающего момента от тока.
Рис. 9.30.Электрическая схема двигателя смешанного возбуждения
Так, например, он развивает большой пусковой момент, это очень важно для электропривода на транспорте (благодаря этому электропоезд способен быстро набирать скорость после остановки). Однако резко выраженная зависимость частоты вращения от нагрузки и опасность «разноса» ограничивают область применения этих двигателей.
Указанных недостатков лишены двигатели смешанного возбуждения (рис. 9.30). Характеристики этих двигателей являются промежуточными между характеристиками двигателей параллельного и последовательного возбуждения.
При согласном включении последовательной и параллельной обмоток возбуждения двигатель смешанного возбуждения имеет больший пусковой момент по сравнению с шунтовым двигателем. При встречном включении обмоток возбуждения двигатель имеет жесткую механическую характеристику. С увеличением нагрузки магнитный поток сериесной обмотки увеличивается и, вычитаясь из потока шунтовой обмотки, уменьшает общий поток возбуждения. При этом частота вращения двигателя не только не уменьшается, а может даже увеличиться (рис. 9.31). И в том и в другом случае наличие магнитного потока шунтовой обмотки исключает режим «разноса» двигателя при снятии нагрузки.
|
|
Регулирование частоты вращения двигателя смешанного возбуждения осуществляют регулировочным реостатом в цепи шунтовой обмотки.
Двигатели смешанного возбуждения применяют в качестве тяговых и крановых двигателей, а также для привода прокатных станов, компрессоров, насосов. Машины постоянного тока экономичны. Их КПД при номинальной нагрузке составляет 75% и выше. Чем больше номинальная мощность машины, тем выше ее КПД. У машин мощностью 100 кВт КПД достигает 92%.
Карточка № 9.1 (269)
Устройство электрических машин постоянного тока. Обратимость машин
Укажите основные конструктивные детали машины постоянного гока | Индуктор, якорь, коллектор, вентилятор | 107 |
Индуктор, якорь, коллектор, щетки | 175 | |
Статор, главные полюсы, дополнительные полюсы, якорь, коллектор | 32 | |
Что называют якорем? | Вращающуюся часть машины | 85 |
Часть машины, в которой индуцируется ЭДС | 25 | |
Почему сердечник вращающегося якоря набирают из тонких листов электротехнической стали, изолированных друг от друга? | Из конструктивных соображений | 6 |
Для уменьшения магнитного сопротивления потоку возбуждения | 41 | |
Для уменьшения тепловых потерь в машине | 174 | |
На заводском щитке машины се-:>ии П указано ее номинальное напряжение, равное 220 В. Какая это машина? | Двигатель постоянного тока | 23 |
Генератор постоянного тока | 158 | |
Для ответа на вопрос недостаточно данных | 58 | |
С какой целью применяют принудительное охлаждение машины постоянного тока? | Во избежание перегрева машины | 40 |
Для уменьшения потерь энергии в машине | 18 | |
Для уменьшения размеров и массы машины | 172 |
Карточка № 9.2. (230) Принцип работы машины постоянного тока
Как должен изменяться магнитный поток, сцепленный с витком, чтобы в витке индуцировалась постоянная ЭДС? | Оставаться неизменным | 128 |
Изменяться по синусоидальному закону | 14 | |
Равномерно (линейно) увеличиваться или уменьшаться | 105 | |
Какая ЭДС индуцируется в витках обмотки якоря генератора постоянного тока? | Постоянная по значению и направлению | 122 |
Переменная | 84 | |
Ток генератора увеличился. Как изменился вращающий момент на валу генератора? | Не изменился | 65 |
Увеличился | 95 | |
Уменьшился | 22 | |
При неизменном магнитном потоке возбуждения ток в обмотке якоря увеличился. Как изменился вращающий момент двигателя? | Не изменился | 141 |
Увеличился | 142 | |
Уменьшился | 171 |
Продолжение | ||
Частота вращения двигателя уменьшилась. Как изменилась ЭДС, индуцируемая в обмотке якоря? | Не изменилась | 29 |
Увеличилась | 39 | |
Уменьшилась | 4 | |
В двигателе ЭДС не индуцируется | 30 |
Карточка № 9.3 (308)
Понятие об обмотке якоря. Коллектор
и его назначение
Якорь имеет 12 пазов. Обмотка якоря двухслойная. Определить: а) число секций в обмотке; б) число пластин коллектора | Для ответа на вопрос недостаточно данных: неизвестно число полюсов машины | 146 | |
а) 12; б) 12 | 162 | ||
а) 6; б) 12 | 64 | ||
а) 6; б) 6 | 8 | ||
Якорь четырехполюсной машины имеет 12 пазов и простую петлевую обмотку. Найти: а) ширину секции; б) шаг по коллектору | а) 12; б) 12 | 43 | |
а) 3; б) 1 | 87 | ||
а) 3; б) 3 | 71 |
Продолжение
Якорь четырехполюсной машины имеет 9 пазов и простую волновую обмотку. Определить: а) ширину секции; б) шаг по коллектору | а) 2; б) 2 | 19 |
а) 2; б) 4 | 45 | |
а) 4; б) 1 | 76 | |
Задача не определена, так как неизвестно число коллекторных пластин | 169 | |
В каких машинах применяют обмотки: а) петлевые; б) волновые? | а) Высоковольтных; б) сильноточных | 150 |
а) Сильноточных; б) высоковольтных | 134 | |
а) Генераторах; б) двигателях | 138 | |
а) Двигателях; б) генераторах | 125 | |
Каково основное назначение коллектора? | Крепление обмотки якоря | 156 |
Электрическое соединение вращающейся обмотки якоря с неподвижными клеммами машины | 68 | |
Выпрямление переменного тока в секциях обмотки | 101 |
|
|