Вопрос 2. Проблема определения человека

Вопрос 1. Проблема происхождения человека.

Ответ.  Проблема происхождения человека – одна из центральных проблем в философии. Антропогенез – процесс исторического развития биологического вида человек. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.

Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения. Важнейшую роль в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов и лавным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека.

В теории становления человека существует два течения:

– моноцентризм (признание того, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещё не разделённой на расыпопуляции или группы популяций палеоантропов на ограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затем распространился по всей Земле);

– полицентризм (предположение и существовании нескольких центров возникновения человека современного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождения современного человека и его рас).

На современном этапе развития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционных линий, идущих от общего предка.

Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода. Потомки дриопитеков – рамапитеки – обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.

Потомки рамапитеков – австралопитеки – представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Следующим этапом является появление древнейших людей – архантопов (Homoerectus). «Человек прямоходящий» заметно лучше австралопитека изготавливал орудия, охотился, начинает пользовать огнем. Появляется четкое разделение труда: мужчины – охотники, женщины – собиратели различной пищи.

Последними древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что и современный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно с неандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.

Неандертальцы исчезли 40 тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа – кроманьонцами (неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться с жившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбу за выживание.

Кроманьонцы обладали высоким интеллектом, создали новые типы орудий, новые приемы в охоте и способы использования растений, примитивные формы для обжига гончарных изделий, у них зародилось искусство. Их эпоха закончилась около 10 тыс. лет назад, когда они заложили основы дальнейшего земледелия, одомашнивания животных, возникновения религии и письменности, сложной социальной деятельности. С позиции телесного определения сущности человека вопрос о происхождении человека решается как эволюция его тела и мозга. Именно в этом случае он приобретает форму вопроса, центрального для антропологии – «Когда? Из-за чего? и Каким образом? Началась, протекала и завершилась эволюция человека». В этом аспекте обсуждается проблема «недостающего звена» между человеком и его животным предком, обсуждаются различные природные и неприродные факторы эволюции.

С точки зрения современной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в связи с прекращением внутривидового отбора – важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории человечества – сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.

 

Вопрос 2. Проблема определения человека.

Ответ. Для философии проблема происхождения человека (антропогенеза) неразрывно связана с определением его сущности, которая эмпирически не обнаружима. Сущность – то главное, что делает человека человеком, нельзя установить на опыте. Она постулируется философом с учетом мировоззренческих установок его времени и собственными убеждениями. В зависимости от того, как определяется, «то, что делает человека человеком», решается и проблема антропогенеза, т.е. дается ответ на то, как и откуда появилось это главное. Проблема сущности, или того, что делает человека человеком, на философском уровне, поднимается в Античности.

Античные философы предлагают и первое решение этой проблемы – идеально-телесное. Для первых мыслителей, сущность человека заключена в «гармонии телесных частей», ближе всего подобной космической гармонии. Человека делает человеком соразмерность частей его тела, более совершенная, чем у животных. И различия людей между собой видятся античным мыслителям, в первую очередь, как чисто внешние, телесные отличия. Причем, для греков, совершенство тела служило показателем духовного совершенства, что нашло отражение в лозунге – «в здоровом теле, здоровый дух».  

Подобный же подход – телесного определения сущности человека, мы находим в новоевропейской философии. Однако, в отличие от античности, для философов 17 – 18 веков, человек это не «гармония частей», а скорее механическое сочетание органов.

Отталкиваясь от сделавшей скачек, механики и физики, Декарт, а за ним и прочие философы, определяли человека как сложный телесный механизм, отличный от тела животного многообразием потребностей, большим набором функций и произвольностью действий. Показательна в этом плане работа врача, физиолога и философа Ламетри – «Человек – машина». Соотношением элементов этого механизма и правильностью их функционирования объяснялись и эмоциональные состояния, потребности, деятельность человека.

Большинство современных антропологов так же подчеркивают важность телесной организации человека. Так, развитие прямохождения, и связанные с ней изменения позвоночного столба и формы кисти, указывают как первопричину формирования абстрактного мышления. Изменение формы черепа и гортани – как начало формирования второй сигнальной системы. То есть, на вопрос, что делает человека человеком, многие ученые, не так однозначно, как их предшественники в Античности и Новом времени, но все же, указывают на организацию тела человека.

 Ответ на вопрос  «Что делает человека человеком?» заключается в выделении его психических и интеллектуальных характеристик – души и духа. Этот подход, наметившийся в поздней Античности, в полной мере разрабатывается в эпоху Возрождения. Для мыслителей этого периода, отличительной чертой человека являются его творческие способности, способность создавать и воспринимать прекрасное. На этой базе мыслители Ренессанса отказывались признать человечность всех людей. С их позиции, лишь немногие из человеческих индивидов, могут назваться людьми, все прочие, лишенные творческого потенциала, являются лишь материалом для людей. Как же возникает эта эстетическая человечность? Двояко. Заложенная в «избранных» людей свыше, она должна еще быть развита самим человеком. Вообще, можно сказать, что проблема антропогенеза здесь решается так – человек делает себя сам.

Французскими Просветителями (Вольтер, Руссо, Дидро) сущность человека виделась в его мышлении, причем, рациональном, логическом мышлении. Соответственно, очеловечивание всех людей трактовалось как их «просвещение» - обучение, воспитание, приобщение к культуре.

В эпоху Романтизма (Байрон, Шлегель, Гете) специфическая человечность виделась в эмоциональности, способности к переживанию и сопереживанию.

Третий подход к определению сущности человека и решению проблемы антропогенеза представлен религиозной философией, и наиболее разработан был в Средневековье. Определяя человека как образ и подобие Божие, мыслители связывали появление человека с актом божественного творения.

Четвертый подход к определению сущности человека представлен такими мыслителями как Аристотель, Гоббс, Гельвеций, Маркс и заключается в подчеркивании общественного характера жизни человека. Сторонники данного подхода считают, что человека делает человеком жизнь с другими людьми. Труд и общение определяют развитие человеческого сознания. С этой позиции происхождение человека связывается с культуро- и социогенезом. Соответственно, вопрос не в том, когда и из-за чего человек стал собой, а в том, как происходил этот процесс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: