Сущность и содержание политической культуры

 

Особенность политической культуры заключается в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их сознание, объяснение, ведь в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т.д. Формы их реализации, их приятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками его политической культуры.

Для понимания роли и значения политической культуры важно учитывать специфическую диалектику культуры, заключающуюся в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранения достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.

Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики – в развитии и преобразовании власти, смысл культуры – в развитии и преобразовании личности.

Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение – вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Политическую культуру той или иной страны можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неотъемлемую часть более широкой культуры – общенациональной.

Важнейшие элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, национально-историческими, религиозными традициями, обычаями, стереотипами поведения и мышления, моральными установками и т.д. Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Таким образом, политическая культура – динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным политическую культуру можно рассматривать как уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Итак, политическая культура выступает важным фактором воспроизводства политической жизни. Одно и то же политическое событие разные люди могут воспринимать одинаково, но могут и расходиться в своих мнениях и оценках. В той или иной политической системе существующее разнообразие мнений выражается в различных способах деятельности. Есть люди с консервативными убеждениями, они поступают в соответствии с ними. Есть либералы, анархисты, революционеры, социалисты и т.д. Если понаблюдать за национальной политической жизнью, то нетрудно заметить ее характерные особенности у немцев, французов, англичан, японцев и др. При наличии одних и тех же политических институтов практическая политика различается. Она неодинакова не в том смысле, что решаются различные политические задачи, а в том, что можно наблюдать как бы разную механику, разный способ организации политического процесса, в основе которого лежат разные политические ценности.

Например, при сравнении английской и французской политической культуры отмечается склонность англичан к таким в целом спокойным формам взаимоотношений с органами власти, как писание петиций и проведение законных демонстраций, в противоположность французам, которые, принимая представительную демократию, более склонны к непосредственным формам выражения своих политических предпочтений: прямое голосование, национальные референдумы. В основе этого лежит различное отношение к политическому авторитету и закону. Если англичане доверяют правительству и готовы подчиняться закону, изданному парламентом, то французы в целом с недоверием относятся к органам власти и проявляют большее почтение к решениям, которые принимают сами. Такого рода различия и принято выражать понятием «политическая культура».

В России традиции подчинения власти, глубоко укорененные в народном сознании, в той или иной мере послужили основой формирования особой политической культуры в условиях сакрализации власти, в том числе – большевистской, например, формирование того феномена, который позже будет назван его же бывшими соратниками «культ личности» Сталина. Не следует, однако, забывать и то, что решение задач становления демократического политического режима в России сегодня может осуществиться лишь при учете хоть и не сильных, но исконных демократических традиций Великого Новгорода и русских княжеств.

Поступательное развитие политической истории человеческого общества – это не только становление и развитие государства, но и развитие социальных субъектов политики. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая оказывает воздействие на политическую жизнь.

Политическая культура позволяет хорошо ориентироваться в политической ситуации, давать правильную оценку происходящим событиям, умело определять, кто есть кто, делать нужный выбор. Политическому руководству необходимо учитывать уровень и характер политической культуры населения, чтобы проводить правильную политическую линию. Это, конечно, не означает, что власти должны «плестись в хвосте» политически малограмотных граждан своей страны, но это предполагает создание необходимых условий, с тем чтобы обеспечивались возможности для подъема политического сознания населения до такого уровня, при котором оно было бы способно самостоятельно разбираться в основополагающих вопросах политики. Естественно, что такие условия могут быть созданы лишь в демократическом государстве, где утвердившийся на практике принцип народовластия уже сам по себе неукоснительно требует соответствующей политической подготовки его граждан. При этом, конечно, само политическое руководство должно обладать достаточным политическим менталитетом и соблюдать культуру власти.

Политическая культура определяется историческими, социально-экономическими, национальными и иными условиями. Ясно, что нация, имеющая многовековую историю, обладает глубокими традициями политической жизни, переходящими в современную политическую культуру. Нельзя разумно двигаться вперед, отрицая все то, что было создано предшествующими поколениями, и полагать, что мы – начало всего. Надо исходить из того, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Тем не менее история и современность России свидетельствуют об обратном.

«У нас, как везде, где отсутствует историческая почва, безумно любят нововведения, сводящиеся к постоянным, ничего не улучшающим изменениям. Пошлое и бездарное, всякий раз возвещающее новое откровение, реформительство, – может ли быть что-либо страшнее и опаснее его?! Сколько раз у нас сбрасывали с корабля современности "проклятое прошлое", сколько раз прицельно и бесцельно у нас громили благоприобретенное, гордясь безоглядным палачеством. В итоге, не учась историческому опыту, мы не жили по-человечески, наша держава, государственность являлись значительным пробелом трезвомыслящего сознания, поучительным негативным примером для народов цивилизованных. Обидно, досадно, поразительно, несообразно, но факт: все и всегда в России рушится навеки, тогда как строится на годы».

В нашей стране история прерывалась не только на стыках больших эпох, но и в период смены ее руководителей. Каждый новый генсек ЦК КПСС начинал рассуждать о начале «решающих преобразований» с того партийного съезда, который был связан с началом его деятельности. Нынешнее руководство России не проявило оригинальности в осуществлении своей политической линии. Стремясь освободиться от негативного груза прошлого, оно пошло по пути презрения и отказа от всего того, что было создано в годы советской власти. В стране был осуществлен новый вариант социальной революции и, как известно, далеко не бескровный.

Политическая культура формируется десятилетиями и даже столетиями. Она суть результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль должна принадлежать целенаправленной деятельности общества, его институтов. Кто же непосредственно участвует в формировании политической культуры? Кто определяет ее содержание и форму?

Прежде всего это государство, которое в лице законодательных, исполнительных и судебных органов формирует и закрепляет национальные политические символы (флаг, гимн, герб и т.д.) и модели политического поведения (нормы, идеалы, ценности).

Наряду с государством в формировании политической культуры участвуют партии и общественные организации, которые своей деятельностью закладывают определенные формы политического сознания и поведения: формируют у граждан свой собственный имидж, типы отношения к партиям и партийной системе, представления об отношениях между партией и государством. Наиболее велика роль партий там, где они фактически сливаются с государством, образуя партийно-государственную структуру. Это происходит чаще всего в условиях однопартийной системы, когда единственная партия сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, в том числе и той, которая принадлежит не партии, а государству. Наша история – прекрасное тому подтверждение.

В числе сил, формирующих политическую культуру, исследователи непременно упоминают церковь. Этот институт активно участвует в повседневной политической жизни, продуцируя основные модели политического мышления и поведения граждан, освящая одно и порицая другое, например насилие.

Все более заметную роль в формировании политической культуры играют средства массовой информации (пресса, радио, телевидение и т.д.). Не случайно их сегодня называют «четвертой ветвью власти». В странах с развитыми рыночными отношениями в формировании политической культуры непосредственно и целенаправленно участвует деловая община, или, другими словами, мир бизнеса.

Применительно к ряду других стран большое значение в формировании политической культуры играет академическая община. Особенно приметна ее роль в странах, где утвердилась, как в США, практика обмена кадрами между университетами и исследовательскими центрами, с одной стороны, и государством – с другой. В последние годы по этому пути пошла и Россия.

Перечень общественных сил, участвующих в формировании политической культуры, был бы неполным без такого института, как армия. Например, политическую культуру бывшей Пруссии или нацистской Германии, а в какой-то мере и нашей страны, невозможно понять, не принимая в расчет армию. Дело в том, что некоторые принципы, нормы и модели деятельности армии переносятся с большими или меньшими модификациями на политическую жизнь (единоначалие, действия по команде, повышенная секретность, казарменная дисциплина и т.п.).

И наконец, нельзя не упомянуть о таком факторе, как гражданская политическая жизнь – особенно в периоды подъемов массовых движений и роста гражданской активности населения.

Таковы в общих чертах характерные признаки политической культуры и общественные силы, ее формирующие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: