Политическая социализация личности

 

Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека.

Само понятие политической социализации возникло по аналогии с термином «социализация», который родился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую сферу, как политика.

Политика – важнейшая часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти: всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос: как человек вовлекается в политику? Как он овладевает теми или иными политическими ролями?

Большинство мнений по этому поводу сводятся к тому, что политическая специализация – это длительный и к тому же достаточно сложный двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, посредством усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения, с другой стороны, путем приобретения личностью в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.

В самом общем виде политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которое позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.

По своему содержанию политическая социализация – своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентации, традиций, навыков, передача и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной и прежде всего общественно-политической активности. Другими словами, политическая социализация есть включение индивида в систему социально-политических отношений посредством обретения им свойств, необходимых для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления. Но процесс социализации в сфере политики может рассматриваться и как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок ребенка.

Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентации, осознание таких понятий, как «добро» и «зло», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей. Этот процесс политологи назвали первичной социализацией, под которой понимается первоначальное восприятие человеком политических категорий, постепенно формирующее у него индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют следующие этапы политической социализации ребенка:

1) политизация, усвоение наличия внешней власти;

2) персонализация, осознание политической власти через символизирующие политические фигуры;

3) идеализация, приписывание политическим лидерам исключительно положительных качеств;

4) институализация, поворот в сознании детей к доперсонифицированному представлению о власти.

Большое значение в политической социализации индивида имеют такие учреждения, как школа, колледж, вуз. И хотя семья по-прежнему продолжает играть большую роль, существенное значение для политического развития личности постепенно приобретают школа, колледж, училище, вуз, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентации, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений все большее значение имеет приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять знания, полученные из учебников, средств массовой информации, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова. Отсюда совсем недалеко до того, чтобы человек мог самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления.

Периоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентации и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти периоды институты политической социализации – производственный коллектив, общественные организации, формальные и неформальные группы. Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.

Процесс политической социализации не сводится только к воспитанию, формированию личности, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома, а продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях. Накопление опыта приводит к тому, что человек не только приобретает, но и утрачивает некоторые оценки, суждения, представления. Политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь обретения и накопления – это и процесс утраты определенных политических качеств. Этот процесс происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. Наиболее отчетливо видны особенности протекания политической социализации в периоды, когда политическая система переживает тот или иной кризис. В таких условиях процесс социализации приобретает новое измерение, он чреват нарушениями и серьезными сбоями. Складываются деформированные представления об обществе, которые приобретают устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис. Люди в них теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда идет игра «без правил»; нарушаются интеграция и стабильность общества.

Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы:

а) неполитические – семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии;

б) политические – характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические партии. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского типа поведения, лояльного к данной политической системе.

Функции политической социализации. В целенаправленной деятельности по укреплению системы политической социализации важен координированный учет всех ее функций.

Информационная функция: посредством этой функции осуществляется передача человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни.

Ценностно-ориентировочная функция: в ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентации.

Установочно-нормативная функция направлена на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.

Итоговая цель реализации всех функций политической социализации – формирование политической культуры личности, воспитание гражданина соответствующего государства. Таким образом, результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми и работающими элементами.

Типы политической социализации. В настоящее время в политической науке выделены следующие наиболее существенные типы политической социализации.

Гармонический тип политической социализации характеризуется складыванием нормальных отношений человека к институтам власти, уважительным подходом к существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей.

Гегемонистский тип характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим порядкам, властям, политическим системам, кроме тех, которые предлагаются им. Этот тип претендует на особую роль своей собственной персоны в политической жизни общества, в оценке всего происходящего.

Плюралистический тип представлен демократической личностью, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана.

Конфликтный тип тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, созданию противостоящей ему группировки в целях достижения своих интересов и целей.

Конъюнктурный тип: политические взгляды и поведение личности такого типа всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Наиболее яркая отличительная черта этого типа – беспринципность.

Существует и другая типология, которая рассматривает воздействие политической социализации не только на формирование вышеупомянутых личностных качеств человека, но и на пробуждение, развитие его способностей осуществлять либо административную, либо пропагандистскую, либо теоретическую или иную политическую деятельность.

Политическая индифферентность. Главная задача политической социализации – формирование устойчивых ценностных воззрений самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров. Однако в последнее время серьезный интерес вызывает такое явление, как политический индифферентизм, т.е. безразличие к политике, нежелание принимать в ней участие. Особенно зримо он проявляется в абсентеизме – уклонении избирателей от участия в голосовании, хотя политический индифферентизм может принимать и другие, менее явные формы.

Политическая индифферентность – явление столь же давнее, как и сама политика. Еще Перикл, которому история приписывает роль основателя афинской демократии, столкнулся с нежеланием некоторых граждан посещать народные собрания и пользоваться политическими правами. В современных условиях политическая индифферентность становится явлением массовым даже в странах с устойчивыми и длительно существующими демократическими режимами. Французский политолог П. Ломэн вообще считает, что политически индифферентных граждан большинство.

Политические режимы по-разному реагируют на политический индифферентизм. Например, в тоталитарном режиме политическая индифферентность рассматривается на уровне государственного преступления. Любовь к власти, к вождю, к государству должна быть выражена активно, публично, окрашена верноподданническими настроениями. Авторитарный режим, руководствующийся принципом «разрешено все, кроме политики», предпочитает иметь дело с политическими конформистами, на худой конец с политически индифферентными гражданами, лишь бы они «не лезли» в политику.

Проблема политического индифферентизма представляется непростой и для демократического режима. На первый взгляд демократии как власти народа, осуществляемой самим народом и для народа, присуща высокая политическая активность граждан и чужд индифферентизм, – ведь это их власть, открытая для всех. Однако еще Ж. Ж. Руссо обратил внимание на то, что самые демократические процедуры даже на уровне прямой демократии чреваты искажением воли народа. При демократическом режиме никакой закон не правомерен, если он не может трактоваться как вытекающий из народного решения, но само народное решение есть лишь выражение воли большинства. Проблема политического большинства и его взаимоотношения с оппозиционным меньшинством – одна из серьезных проблем функционирования демократического режима. Перед демократическим режимом всегда стоит опасность возможной конформистской деформации народовластия либо перерождения демократии в охлократию (власть толпы). Поэтому в процессе политической социализации приходится решать очень сложную задачу, заключающуюся в том, чтобы, с одной стороны, вовлечь личность в политический процесс, а с другой – снять излишнюю политизацию общества, снизить ее критический уровень.

Процесс политической социализации исторически обусловлен, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объективных факторов конкретной личностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: