Немецкий исторический роман XX века (Лион Фейхтвангер «Гойя»). История и современность

 

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза – красавица. Крестовые походы, еврейские погромы, жестокие, воинственные песни, кольчуги, кровь, убийства, фанатизм, месть… Еще в 1935 году Фейхтвангер говорил: «Тщательно исследовав свою совесть, я смею сказать, что в своих исторических романах я намеревался дать то же содержание, что и в современных».

Сюжет «Испанской баллады» волновал Фейхтвангера на протяжении десятилетий. Однако, читая произведения, посвященные любви Ракели и Альфонсо (Пьесса Лопе де Вега «Еврейка из Толедо», пьеса Грильпарцера того же названия) он находил, что авторы упустили что-то важное. «Ни в одной из литературных обработок данной темы не говориться об истории страны… А между тем судьба влюбленных с ней тесно связана». В XII веке Мусульманская Испания находилась на более высоком экономическом уровне, нежели Христианская. Образованные европейцы читали труды арабских ученых, математиков, врачей, философов… Во второй половине XI века, незадолго до событий, описываемых в «Испанской балладе», началась реконкиста — обратное завоевание Пиренейского полуострова испанцами, потерявшими его в VIII веке. Но Христианская Испания не была единой. Феодалы враждовали друг с другом и со своими королями, как, например, легендарный Сид, даже иногда не гнушаясь союзом с маврами. В это время Европа была охвачена идеей крестовых походов. Поэтому в центре данного романа противостояние сил мира против сил войны. С первых страниц автор вводит читателя в гущу событий — король проиграл войну с мусульманской Севильей. Народ бедствует, хозяйство страны разорено. Король 8 лет не имеет права воевать — таков главный пункт мирного договора. Эти 8 лет можно употребить на то, что бы приумножить богатства страны. Поэтому отношение к миру и войне разделяет героев в этом романе. По одну сторону оказывается донья Леонор, королева Кастилии, архиеписком Мартин, барон де Кастро, один из крупнейших поэтов средневековья Бертран де Борн. По другую — дон Иегуда, министр короля, его дочь Ракель, возлюбленная короля, духовник короля, каноник Родриго.

 

Проза Альбера Камю. Герои, конфликты, стиль.

 

«Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни».

 

Повесть «Посторонний» вышла в свет летом 1942 года и сразу принесла автору известность. Камю говорил: «Хочешь быть философом – пиши роман». В «Постороннем» важна не сюжетная линия, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие реакции. Камю рисует человека, который не испытывает принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.

Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и он. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

В «Мифе о Сизифе», появившемся несколько месяцев спустя, Камю дал точный комментарий к своему произведению: его герой не добр и не зол, не нравствен и не безнравствен. Он принадлежит к совершенно особой породе, которую автор обозначает словом абсурд. «Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни... Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».

 

Социально-философская проблематика прозы Сартра.

 

«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году. По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нём производится анализ проблем абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности.

По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что прошлое давно исчезло, а будущее – бессмысленно, потому что в нём не происходит ничего важного. Но что больше всего пугает Рокантена – так это окружающие его предметы и его собственное тело. Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания. Подступающая к нему Тошнота – это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.

· он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;

· существование – мира и человека – не имеет причин, а значит и лишёно смысла;

· весь ужас существования в том, что оно уже есть – в мире существует даже то, что не хочет существовать, поскольку просто «не может не существовать».

Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она – сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: