Досуговые занятия и развлечения дворянства

 

В 18 веке состав российского общества, а также его структура претерпели некоторые значительные изменения. Самой элитной группой стало дворянство. Статистика того времени показывает, что на рубеже 17-18 веков в России насчитывалось более 15 тысяч дворян, то есть примерно около 3000 семей, которые имели привилегии, дворянские почести и соответствующее положение в обществе.

Дворяне имели право в своем подчинении держать некоторых крестьян. Так, в общей сложности в подчинении дворян трудились жители более 360 тысяч крестьянских дворов, которые выполняли самую сложную работу, вели хозяйство, а также в целом занимались бытом и созданием благоприятных условий для своих хозяев.

Идеологические потребности русского дворянства наряду с другими формами своего выражения уже в XVIII веке вызвали к жизни значительное количество салонов и кружков – политических, литературных, театральных, музыкальных (22, С.63).

В культурной жизни русского общества XVIII века кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они представляли собой национальное явление, сложившееся в силу своеобразия становления культурных традиций, связанного с процессом смещения общественных увеселений в локально-пространственную сферу. Функционирование кружков на бытовом уровне явилось следствием проявления национально-культурной тенденции – одомашнивания досуга(28).

Возникновение данной тенденции произошло во времена правления Петра I, когда вышел царский указ, который предписывал устраивать ассамблеи в домах своих сподвижников. Петр I приучал петербургское общество к светским формам жизни, но в то же время значительно экономил деньги на государственной программе общественного веселья. При строительстве новой столицы Петр не выделял средства на строительство специального здания для общественных развлечений. Поэтому, начиная с 20-х годов XVIII века, собственный дом являлся также и территорией общественной жизни, где формы досуговой организации изначально обладали социальной функцией(31).

В России не только в XVIII веке, но и на протяжении всего XIX столетия был недостаток в специально построенных досуговых заведениях. Этот недостаток компенсировался за счет организации культурной жизни господствующего сословия во дворцах знати.

Однако путешествующие иностранцы остро ощущали недостаток разнообразия досуговых учреждений, что свидетельствовало для них о низкой культуре русского общества. «В столице очень мало кафе, нет общественных балов в нашем смысле слова, а на бульварах немного публики, которая не гуляет, а спешит куда-то со степенными лицами, мало говорящими о развлечении», – писал француз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году (38, С. 302).

Недостаток увеселительных заведений в общественных местах способствовал одомашниванию досуга. В результате это привело к слиянию двух таких понятий как быт и досуг. Таким образом, одомашнивание досуга привело русского человека к стремлению проводить свободное время в привычных условиях повседневности, где близкий круг друзей и знакомых обеспечивал психологически комфортное состояние.

В первой половине XVIII века происходит интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли, что привело к образованию кружков из выдающихся представителей «ученой дружины» Петра I. Преобразования в жизни петровского общества и внедрение западноевропейского практического опыта требовали теоретического переосмысления и поиска философского объяснения окружающей реальности. Возникает кружок в доме идеолога реформ Ф.Прокоповича. Собрания кружка были своего рода «аттическими вечерами, дававшими обильную пищу для бесед и размышлений» (20, С. 104).

Также культурным новшеством стало формирование светской системы праздников, которые сочетались с церковными традиционными праздниками. Данное явление также отвечало задачам европеизации русской культуры. Императорский двор любил развлечения: его жизнь представляла собой нескончаемую череду праздников, маскарадов, балов, спектаклей, застолий. Увлечение театром при дворе способствовало формированию русского национального театра.

В 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы, и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, и Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин.

XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций в XIX веке, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества.

Наряду с кружками домашним досуговым времяпрепровождением оказались салоны. Исследование природы возникновения салонов основывается на положениях Г. Тарда, считавшего, что их зарождение в истории культуры было связано с необходимостью развития общественного разговора (8, С.346).

В русском обществе XVIII века они явились заимствованными формами досуга. В отличие от Западной Европы они стали появляться позже, причиной этому являлось возникновение у женщин-дворянок глубокой потребности в подобном виде досугового времяпрепровождения. Формирование культурной потребности было связано с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества. Данные процессы зародились лишь в первой половине XVIII столетия благодаря культурным преобразованиям Петра I.

Во второй половине XVIII века высокое положение женщин было подкреплено не только традицией царствования женских особ, но и социальными тенденциями, направленными на усиление роли женщин в культурной жизни русского общества. Женщины получали прекрасное образование и воспитание, таким образом, они вставали вровень с мужчинами на путь совершенствования. По словам Д. Л. Мордовцева, эта была уже не та женщина, «которая танцевала только на петровских ассамблеях и интриговала при дворе с «денщиками», а потом «петиметрами», не та, наконец, которая шла вместе с мужем или любовником в дворцовые заговоры» (28).

Во времена Елизаветы Петровны сложился другой образ женщины, ее интересы были связаны уже не с общепринятыми женскими увлечениями и забавами, а с интеллектуальной и познавательной деятельностью. Одной из первых женщин, которая воплотила в себе черты образованной женщины того времени, является Екатерина Александровна Сумарокова-Княжна, дочь русского писателя и драматурга А.П.Сумарокова. Она была талантливой, деятельной и возвышенной натурой, и не только писала и издавала свои литературные произведения, но и во многом инициировала творчество второй русской писательницы – Александры Федоровны Ржевской.

По мнению Д. Л. Мордовцева, появлению русских женщин на литературном поприще во многом способствовала деятельность литературных кружков елизаветинского времени. Их интересы вращались вне того заколдованного круга, в котором, как белка в колесе, билось высшее русское общество первой половины XVIII столетия, вне круга дворцовой интриги, выискиванья мест, подкапывания под друзей и недругов, вне круга заговоров для личной выгоды, а не для выгоды страны (5, С. 231).

Одним из первых салонов екатерининского времени был салон Прасковьи Яковлевны Мятлевой, в ее доме собиралось все образованное петербургское общество 70-х годов XVIII века. Там встречались общественные деятели, писатели, поэты Домашнев, Державин, Княжнин, Херсаков и др.

Таким образом, в XVIII – XIX происходит одомашнивание досуга. Кружки появляются из-за недостатка увеселительных заведений, так же этому способствует интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли. В связи с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества появляются салоны. Помимо этого, их зарождение было связано с необходимостью развития общественного разговора в истории культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: