Сопоставимость показателей

- Главнейшим требованием статистики является требование обеспечения сопоставимости показателей, так как без сопоставимости нет сравнения, а значит, нет объективных выводов об изучаемом социально-экономическом явлении или процессе.

- В статистике выработана определённые правила, обеспечивающие сопоставимость показателей:

•  показатели должны обладать общим содержанием: еще древние говорили, что абсурдно сравнивать “что длиннее - дерево или ночь” или “чего больше - ума или зерна”.

•  статистические показатели должны выражаться в одинаковых

единицах измерения: расстояние - в километрах,, вес в_килограммахи      

т.д. Если используются стоимостные измерители, то для обеспечения          

сопоставимости должны применяться сопоставимые цены - цены базисного, либо отчётного периода.

Например: если сравниваются стоимостные объёмы продаж 2005 и 2015

гг., то для обеспечения корректности сравнения необходимо физические (натуральные) объёмы продаж выразить либо в ценах 2005г, либо в ценах 2015 г. Кроме этого, сопоставимость разных по содержанию главного компонента разновидностей продукта может быть обеспечена применением условно-натуральных измерителей.

•  сравниваемые показатели должны рассчитываться по единой

методике.

Например, нельзя непосредственно сравнивать показатели безработицы в России и в США, так как они рассчитываются по разным методикам.

• сравниваемые статистические показатели должны быть однородными по времени и территории - они должны определяться за одинаковые периоды времени, на одни и те же даты, по одной территории.

В соответствии с перечисленными правилами для обеспечения сопоставимости статистических показателей на практике используются следующие статистические приёмы:

-  для обеспечения общего содержания - разделение разнородных совокупностей на однородные части, т.е. группировку;

-  для приведения к одинаковым единицам измерения - использование единой системы мер и весов, условно-натуральных измерителей, сопоставимых цен или индексов при сравнении стоимостных показателей;

-  пересчёт несопоставимых показателей по единой методике;

-  приведение показателей к одинаковым периодам и моментам времени;

-  приведение показателей к единой территории или кругу охватываемых единиц.

Например, с изменением границ Санкт-Петербурга для обеспечения сопоставимости показателей промышленного производства или розничного товарооборота за 1970 и 2004г., необходимо показатели 1970г пересчитать по новой территории - к данным по г. Ленинграду за 1970г. приплюсовать данные за тот же год по присоединённой территории.

-  Замена несравнимых абсолютных показателей относительными

или средними показателями: показателями структуры, координации и т.д.

Все статистические показатели исчисляются на основе первичных данных, собранных и определённым образом обработанных в процессе статистического исследования.

Лекция 4. Статистическое наблюдение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: