Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века не являются исключением. У Кюхельбеккера и Пушкина поэт – «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, он идет к людям «глаголом жечь сердца». У Некрасова – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что Поэт проходил этот путь с карающей лирой в руках. Некрасов-поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей родины:

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин». Оно написано в форме диалога поэта с читателем-гражданином, демократом по своим убеждениям, предъявляющим поэту требования от имени лучших людей страны. Эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

……

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи.

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Муза Некрасова – «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:

О Муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа – и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним и честными сердцами, даже после его смерти.

Муза Афанасия Фета, в отличие он некрасовской, – «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня». И звуки его поэзии сносят на землю «не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки». Лейтмотивом поэзии Фета является тема полета, мечты в его стихах «уносят в небо». А свою поэзию Фет называет ласточкой с «молниевидным крылом».
Поэт для Фета – не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю. Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу.

Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки:

Как первый золотистый луч

Меж белых гор и сизых туч

Скользит уступами вершин

На темя башен и руин.

Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» поэт говорит о призвании «избранника»:

Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам,

…..

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Близок Фету в решении темы поэта и поэзии такой талантливый поэт второй половины 19 века, как Федор Тютчев. Он тоже видит свое назначение в том, чтобы передать внутреннее состояние мира природы. В стихах Тютчева много шорохов, теней, приближающих нас к реальному миру, в котором жил и творил Тютчев. Поэт утверждал в своих лирических произведениях, что должен успокаивать, а не «тревожить сердца»:

Певец! Под царскою парчою

Своей волшебною струной

Смягчай, а не тревожь сердца!

Поэт, по Тютчеву, несомненно должен быть патриотом, любить свою родину. Но, в то же время, он не кричит ни «вперед», ни «за мной», не призывает быть гражданином, а спокойно говорит:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.

Беру!      

 

 


Творчество Некрасова

Во второй половине 19 века русская поэзия начала активно восстанавливаться, несмотря на активное противодействие. Творчество Н. А. Некрасова стало вершиной русской поэзии второй половины 19 века. В своих поэмах и стихотворениях он поднимал острые на то время темы, касающиеся тягостной жизни простого русского народа. Путем литературных приемов, активно задействованных в произведениях, Некрасов старался донести высшим слоям понятие о величие простого крестьянина, лишенного материальных благ, но сумевшего сохранить истинные человеческие ценности.

Свою литературную деятельность поэт воспринимал в первую очередь как свой гражданский долг, который заключался в служении своему народу и Родине. Некрасов, известный своей издательской деятельностью, стал отцом – наставником начинающих поэтов того времени и дал им толчок для дальнейшей реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: