Тема: МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА. СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА.
Методы обследования пациента разделяют на две большие группы:
Субъективные(расспрос) и объективные(основные - осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и дополнительные – лабораторно-инструментальные).
• Субъективный метод исследования основан на сборе информации от самого пациента или его родственников. При этом информация имеет субъективный характер, так как отражает отношение к ней самого пациента.
• Расспрос метод клинического обследования путем вербального контакта между врачом и пациентом.
• Цель расспроса - получение данных, необходимых для диагностики
Схема расспроса:
общие сведения о пациенте (паспортная часть),
жалобы пациента,
история настоящего заболевания (anamnesis morbi),
история жизни пациента (anamnesis vitae).6
Общие сведения (паспортная часть).
Паспортная часть включает: фамилию, имя, отчество; возраст, пол, образование, профессию, занимаемую должность, место работы, домашний адрес, дату поступления, кем направлен больной.
ЖАЛОБЫ – сведения, сообщаемые пациентом о неприятных или необычных ощущениях, отмечаемых им в момент общения с врачом или ставших поводом для его обращения за медицинской помощью.
Жалобы делятся на:
- основные (главные) жалобы - те, которые заставили пациента обратиться за медицинской помощью
- второстепенные(сопутствующие) - те, о которых пациент мог забыть или не обратить на них внимание
Детализация жалоб. Например, если пациента беспокоит кашель, то мы должны уточнить: сухой он (без мокроты) или влажный (с мокротой). Если кашель влажный, то уточняем количество выделяемой мокроты за сутки, ее характер, цвет (гнойная, серозная, геморрагическая) и т.д.
Вывод. Таким образом, при сборе жалоб необходимо вычленить основные и сопутствующие, детализировать каждую из них, а также активно выявить те жалобы и детали анамнеза, которые вольно или невольно были упущены пациентом.
История настоящего заболевания (anamnesis morbi).
В этом разделе должны найти отражение начало заболевания, дальнейшее его развитие до настоящего времени.
1. Как и когда началось заболевание.
2.Как оно протекало (развивалось)
3. С каких симптомов началось заболевание
4. Причины заболевания, по мнению пациента
5. Какое проводилось лечение и его эффективность.
6. Какие проводились исследования, их результаты.
Хроническое заболевание.
1. в каком году впервые был поставлен этот диагноз
2. как часто обострения и в какое время года чаще обострение
3. когда было последнее обострение
4. лечились дома или в стационаре
5. состоите ли на диспансерном учёте
6. проводилось ли противорецидивное лечение
7. какое обследование проводилось и его результаты
8. что послужило причиной данного обострения
9. когда появились первые симптомы и аки
10. лечились или сразу обратились за помощью
11. проводилось ли обследование
История жизни пациента(anamnesis vitae).
1. Детство и юность. Где и в какой семье родился, профессия родителей? Родился ли в срок, каким по счету ребенком? Вскармливался молоком матери или искусственно? Когда начал ходить, говорить? Материально-бытовые условия в детстве, общее состояние здоровья и развития (не отставал ли от сверстников в физическом и умственном развитии?). Когда начал учиться и как учился в школе? Дальнейшая учеба. Не освобождался ли во время учебы от занятий физкультурой? У мужчин уточняется, служил ли он в армии (если нет, то почему?), в каком роде войск он служил.
2. Условия труда и быта. Начало и дальнейшая трудовая деятельность в хронологической последовательности. Важно установить не только условия труда, но и были ли профессиональные вредности во время трудовой деятельности. Режим труда (дневная или ночная работа, ее продолжительность).
3. Семейный и половой анамнез.
состояние менструального цикла (время появления первых менструаций, когда они установились, их продолжительность, интенсивность, болезненность, время наступления климакса), беременности и роды, их течение, аборты и их осложнения, выкидыши. У мужчин выясняется время наступления полового созревания (появление усов, бороды, начало поллюций), особенности половой жизни.
Наследственность.
Уточняются мужская и женская родословные больного. Состояние здоровья родственников. Если они умерли, следует выяснить, в каком возрасте и от какого заболевания это произошло. Страдали ли родители и ближайшие родственники подобным, как у больного, заболеванием?
4.Перенесенные заболевания.
Указываются в хронологической последовательности перенесенные острые заболевания, а так же наличие сопутствующих хронических заболеваний. Важно в первую очередь выявить те перенесенные заболевания, которые патогенетически могут быть связаны с настоящим заболеванием.
4. Жилищные условия: санитарная характеристика жилища, ее площадь, на каком этаже квартира, сколько членов семьи проживает в квартире.
5. Сведения об операциях и травмах.
6. Гемотрансфузионный анамнез
7. Вредные привычки.
Собираются сведения о курении (как давно и что курит, количество выкуриваемых папирос или сигарет в сутки). Употребление алкогольных напитков (с какого возраста, какие, как часто и в каком количестве?), наркотиков (промедол, морфий, опий, кокаин, кодеин и др.), снотворных и седативных препаратов, крепкого чая и кофе.
8. Эпидемиологический анамнез.
9. Характеристика питания: регулярность и частота приема пищи, ее полноценность, еда всухомятку, торопливая еда, пристрастие к какой-либо пище.
10.Аллергологический и лекарственный анамнез.
Прежде всего, уточняется, принимал ли пациент в прошлом и настоящем лекарства. Если да, то как переносил их, были ли побочные реакции или проявления аллергии (повышение температуры, высыпания на теле, зуд, проявления шока). От какого лекарства конкретно отмечались тяжелые аллергические реакции? Название лекарства - аллергена выносится на титульный лист истории болезни, а так же в амбулаторную карту. Уточняется, были ли переливания крови и каковы их последствия.
Далее уточняются возможные случаи пищевой аллергии, аллергические реакции на изделия бытовой химии, косметику, влияние холода и др.