При движении автомобиля по дороге в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием возникают динамические вертикальные, продольные и поперечные касательные силы, значение которых зависит от типа автомобиля, шины колеса, нагрузки, природно-климатических условий и т. п.
На стоящее колесо действует только одна сила - вес автомобиля, приходящийся на это колесо. Особенностью автомобильного колеса является его эластичность. Под действием вертикальной силы колесо деформируется (рис. 1, а), в месте контакта радиус колеса меньше, чем в других частях колеса, не соприкасающихся с дорожным покрытием.
Площадь следа колеса F меняется в пределах 0,250...0,100 м2. Для одного и того же автомобиля значение F зависит от нагрузки на колесо:

где
- вес автомобиля, приходящегося на колесо, Н;
- давление воздуха в шине, Па.

Рис. 1. Схема сил, действующих на дорожное покрытие:
а – стоящее колесо; б – ведущее колесо; в – ведомое колесо;
– размер пятна контакта колеса с дорожным покрытием;
,
- соответственно средний и максимальный прогиб дорожного полотна;
- вес автомобиля;
- сила реакции;
- вес автомобиля, приходящийся на колесо;
- вращающий момент; Т - сила трения;
- расстояние от центра колеса до поверхности дорожного покрытия;
- радиус колеса;
- расстояние от мгновенного центра скоростей О до линии действия силы реакции
;
- окружная сила;
- скорость движения автомобиля
Значение
не должно превышать 0,65 МПа на дорогах I - II категорий и 0,55 МПа на дорогах III - V категорий.
Различают площадь отпечатка колеса по контуру в форме эллипса (рис. 1, а) и по выступам рисунка протектора. При определении среднего давления в расчет принимают площадь отпечатка по выступам протектора. При расчете дорожной одежды для вычисления
условно принимают площадь отпечатка в виде круга диаметром
, м, равновеликую площади эллипса:

В большинстве автомобилей имеются ведущие и ведомые колеса. К ведущим колесам подается вращающий момент
, Нм, от двигателя автомобиля:

где
- вращающий момент на коленчатом валу двигателя, Нм;
- передаточное число коробки передач;
- передаточное число главной передачи;
- коэффициент полезного действия главной передачи (трансмиссии).
Действие вращающего момента
вызывает появление в зоне контакта окружной силы
, направленной в сторону, обратную движению (рис. 1, б). Сила
вызывает горизонтальную силу реакции Т, представляющую собой силу трения в плоскости контакта колеса с дорожным покрытием, при этом
=
.
При действии вертикальной силы
возникает сила реакции
, которая смещается вперед на расстоянии
по ходу движения автомобиля. Значение
- составляет для грузовых автомобилей -
, для легковых -
, где
- общий вес автомобиля, Н.
На ведомое колесо (рис. 1, в) действует сила тяги. Горизонтальная реакция
=
направлена в сторону, противоположную движению. Вертикальная сила реакции
так же, как и в случае ведущего колеса, смещена по ходу движения.
Вращающий момент
может быть определен также с учетом окружной силы
, Н, и радиуса качения пневматического колеса
, м:

при этом

где λ - коэффициент уменьшения радиуса колеса в зависимости от жесткости шин, λ = 0,93...0,96;
- радиус недеформированного колеса, м.
В точке 0 (мгновенном центре скоростей) приложена сила трения (сцепления) колеса с поверхностью дороги. Можно записать:

где
- расстояние от мгновенного центра скоростей до точки приложения силы реакции
. Откуда:

Поскольку

Обозначим

Тогда:

Для ведомого колеса можно записать:

Отсюда:

где
- сила сопротивления качению, Н;
– коэффициент сопротивления качению.
Коэффициент сопротивления качению возрастает с увеличением скорости движения, так как кинетическая энергия колеса при наездах на неровности прямо пропорциональна квадрату скорости качения. Практически значение
остается постоянным до скорости движения 50 км/ч для определенного типа дорожного покрытия:
| Тип дорожного покрытия |
|
| Цементобетонное и асфальтобетонное | 0,01…0,02 |
| Щебеночное, обработанное вяжущим материалом | 0,02…0,025 |
| Щебеночное, не обработанное вяжущим материалом | 0,03…0,04 |
| Ровная сухая грунтовая дорога | 0,03…0,06 |
При скорости движения более 50 км/ч коэффициент сопротивления качению определяют по формуле:

где
- скорость движения автомобиля, км/ч;
– коэффициент сопротивления качению при скорости движения до 50 км/ч.
Движение автомобиля возможно при условии:

Сила трения достигает наибольшего значения, когда:

где
- нагрузка на ведущее колесо (сцепной вес), Н;
- коэффициент сцепления.






