МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р.М. Мухаметшина
Учебно-методическое пособие
к практическим занятиям по дисциплине
«Надежность автомобильных дорог»
для магистров, обучающихся по направлению подготовки
08.04.01 «Строительство»
Казань
2020
УДК 33; 625.08
ББК 39.311-06-5
М 92
М92 Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Надежность автомобильных дорог» для магистров, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство» / Р.М. Мухаметшина. – Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2020. - 84с.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям составлено в соответствии с программой дисциплины «Надежность автомобильных дорог».
Пособие предназначено для магистров, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство».
|
|
Рецензенты:
Доктор технических наук, заведующий кафедрой «Тракторы, автомобили и энергетические установок» Казанского государственного аграрного университета
К.А. Хафизов
Доктор технических наук, профессор кафедры «Дорожно-
строительные машины» Казанского государственного архитектурно-строительного университета
А.Г. Мудров
УДК 33; 625.08
ББК 39.311-06-5
© Казанский государственный
архитектурно-строительный
университет, 2020
© Мухаметшина Р.М., 2020
Содержание
Введение ………………………………………………………….. | 4 |
1. Практическая работа №1. Силы, действующие на дорожное покрытие от колеса автомобиля……………………………………. | 5 |
2.Практическая работа №2. Оценка характеристик транспортного потока, построение графика изменения характеристик потока от скорости автомобиля………………………………………………… | 13 |
3.Практическая работа №3. Дорожные одежды. Расчет нежестких дорожных одежд……………………………………….. | 23 |
4. Практическая работа №4. Исследование факторов, влияющих на величину критических скоростей автомобиля ………………… | 39 |
5.Практическая работа №5. Измерение прочности и деформации дорожной одежды................................................................................ | 47 |
6. Практическая работа №6. Оценка состояния дорожной одежды с учетом характера деформации и разрушений покрытия………... | 58 |
7. Практическая работа №7. Оценка качества асфальтобетонного покрытия по ровности ……………………………………………… | 72 |
Библиографический список……………………………………… | 83 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В условиях высоких темпов экономического развития страны большое внимание уделяется развитию автомобильного транспорта. Для решения поставленных задач повышения эффективности работы автомобильного транспорта, снижения аварийности на дорогах следует увеличить объемы и повышать качество строительства автомобильных дорог. Наряду с этим все большее практическое значение приобретают вопросы повышения надежности существующих дорог, обеспечения безопасности движения, повышения пропускной способности дорог и эффективности их использования.
Под надежность автомобильных дорог понимают комплекс показателей, характеризующих работу автомобильной дороги как транспортного сооружения, пропускную и провозную способность, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и другие.
Для улучшения надежности автомобильных дорог необходимо детально изучить их состояние, режимы движения и. др.
Учебно-методическое пособие содержит требования по выполнению и оформлению практических работ дисциплины «Надежность автомобильных дорог» включающие обобщение знаний полученных при изучении разделов дисциплины. В ходе выполнения практических работ магистранты рассматривают факторы, взаимодействие дороги и автомобиля, закономерности формирования транспортных потоков, пропускная способность автомобильных дорог, понятия об уровнях загрузки дорог и уровня удобства движения.
Контрольные вопросы позволяют оценить, как степень подготовленности студентов к защите практической работы, так и общий уровень знаний по данному разделу курса.
Практическая работа №1
Силы, действующие на дорожное покрытие от колеса автомобиля
Цель работы
Цель работы – изучение качественной и количественной характеристики динамических касательных сил возникающих при движении автомобиля в зоне контакта шин колеса с дорожным покрытием.
Теоретический материал
При движении автомобиля вдоль дороги происходит его пространственное перемещение как поступательное, так и вращательное. При этом возникают вертикальные силы, вызывающие деформацию дорожного покрытия, и касательные усилия, наиболее значительные при разгоне и торможении автомобиля в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием, вызывающие относительное смещение верхних слоев дорожного покрытия.
Особенно сложным является движение автомобиля на подходах к кривым в плане и на самих кривых, в пределах которых автомобиль совершает вращательное движение вокруг вертикальной оси.
На таких участках возникают боковые силы, действующие как на автомобиль, так и на верхний слой дорожного покрытия и оказывающие большое влияние на устойчивость автомобиля. В связи с этим кривые в плане и подходы к ним проектируют в первую очередь из условия обеспечения устойчивого движения автомобиля, предупреждения его опрокидывания и заноса. Таким образом, при движении автомобиля по дороге действует система сил, разных по направлению и величине.
Для предупреждения появления больших вертикальных усилий, оказывающих отрицательное воздействие на подвеску автомобиля и на дорожную одежду, вертикальные вогнутые кривые проектируют по возможности больших радиусов.
Траектория и скоростной режим автомобиля во многом зависят от того, насколько детально учтены при проектировании элементов автомобильных дорог психофизиологические характеристики водителя.
|
|
Если водитель не имеет затруднений в оценке направления дороги, он правильно выбирает траекторию движения автомобиля на проезжей части и скоростной режим.
Ошибки в действиях водителя, особенно при узкой проезжей части, приводят к тому, что автомобиль заезжает на обочину, тем самым разрушая кромку проезжей части, обочину и само дорожное покрытие.
Большое значение имеет поддержание высокой ровности дорожного покрытия, позволяющей снизить отрицательное воздействие автомобиля на покрытие. Наличие неровностей вызывает колебания автомобиля, вредные для человека, дорожного покрытия и самого автомобиля. Неожиданный наезд автомобиля на большой скорости на неровность может привести к разрушению дорожного покрытия и поломке конструктивных элементов автомобиля.
Особенно ухудшается взаимодействие колеса с дорогой при наличии водяной пленки на поверхности дорожного покрытия, т.к. ухудшается сцепление шины колеса с дорожным покрытием. А при высоких скоростях (более 80км/ч) возникает так называемое явление аквапланирования, заключающееся в образовании водяного клина между передними колесами автомобиля и поверхностью дорожного покрытия; при этом передние колеса автомобиля приподнимаются и автомобиль теряет управляемость.
Появление большегрузных и скоростных грузовых автомобилей привело к неприятному для водителей легковых автомобилей явлению при движении по влажному покрытию - возникновению водяного облака.
Для предупреждения появления вокруг грузового автомобиля водяного облака устраивают так называемый дренаж-асфальт-покрытие, в которое уходит часть воды из зоны контакта шины колеса с дорожным покрытием. На автомобилях сбоку и сзади устанавливают специальные защитные щитки.
Несомненно, что воздействия автомобиля на дорожные сооружения усиливаются при неблагоприятных погодных условиях и плохом обеспечении отвода воды от дороги и ее сооружений, при этом существенно увеличивается износ дорожного покрытия и дорожной одежды в целом.
|
|