Базовая и дополнительная лекционная информация, для изучения дисциплины «Методы исследования в менеджменте».
Тема «Методологические и теоретические аспекты теории управления, менеджмент- сущность, функции, методы исследований».
Теория управления. Теоретические и методологические аспекты теории управления. Понятие и сущность теории управления.
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе:
1. менеджмента,
2.социологии,
3.политологии,
4.философии,
5. кибернетики,
6. психологии,
7.экономики.
Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления.
В современной науке управления выделяют два уровня знания,
первый и з которых представлен общими теориями социального управления,
второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления
|
|
Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной деятельности;
• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;
• механизм самоорганизации и саморегулирования;
• технологии и методика процесса управления;
• структурные элементы системы управления;
• принципы, методы управления и т. Д
Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений.
Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления– это совокупность исследовательских методов, процедур, технических средств, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:
|
|
• философская методология (совпадает с гносеологией);
• общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
• специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;
• методика и техника научного исследования.
Вывод:
Соотношение теории и методологии можно выразить так:
теория отвечает на вопрос: что необходимо делать,
а методология – как необходимо делать.
Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Цели теории управления:
• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
•формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Методология теории управления выполняет несколько функций:
• познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);
• описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);
• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);
• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).
В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.
• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).