График движения поездов - это заранее разработанный с точным указанием отправления, пропуска и прибытия поездов по всем станциям. Он дает полную картину продвижения поездов по участкам и направлениям и позволяет согласо- вать работу всех подразделений железных дорог. В соответствии с ПТЭ график поездов должен обеспечивать выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, безопасность движения поездов, наиболее эффективное использование пропуск- ной и перевозной способности участков и перерабатывающей способности стан- ций, высокопроизводительное использование подвижного состава, согласован- ность работы станций и прилегающих участков, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, возможность производства ремонтных работ по текущему содержанию устройств.
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов обеспечиваются закладкой достаточного количества поездов с учетом неравномерности перевозок. Безопас- ность движения при разработке графика обеспечивается строгим соблюдением требований ПТЭ о порядке приема, отправления и проследования поездов. Наи- выгоднейшее использование подвижного состава обеспечивается установлением норм массы поездов, их длины, участковой скорости и времени обработки соста- вов с учетом наилучшего использования мощности локомотивов и применения прогрессивных технологий. Согласование работы станций и участков, наилучшее использование их пропускной способности обеспечиваются равномерным распо- ложением поездов на графике с учетом рационального использования станцион- ных устройств. При составлении графика учитывается, что продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад не должна превышать, как правило, 8
ч., а в исключительных случаях 12 ч. Для производства ремонтных работ в графи- ке предусматриваются «окна»- промежутке времени, в которых поезда отсутст- вуют.
Каждый поезд в графике имеет свой номер, который указывает его катего- рию, вид движения и направление следования. Так, например, пассажирские по- езда имеют нумерацию от 1 до 698, в том числе скорые- 1-148, скоростные-151-
168. Пригородные поезда имеют номера 6001-6998. Грузовые поезда нумеруются от 2001 до 3998, в том числе сковзные – 2001-2998, участковые – 3001-3398, сбор- ные – 3401-3448. Одиночные локомотивы имеют нумерацию 4301-4398, хозяйст- венные поезда – 5001-5698 и 7001-9098. Нечетные номера имеют поезда, следую- щие с востока на запад и с севера на юг. Нумерация поездов объявляется на каж- дой дороге в книжках расписания движения поездов.
При разработке графика движения поездов исходят их определенных значе- ний массы, длины поездов и скорости их движения, что и отражается в графике. Масса поезда определяет скорость его движения при одной и той же мощности локомотива. Масса поезда определяется силой тяги локомотива, расчетным подъ- емом и удельным сопротивлением локомотива и вагонов при движение на расчет- ном подъеме. Длина состава ограничивается полезной длиной станционных пу- тей. При длине пути 1050 м состав может иметь 66 вагонов, при длине 850 м – 53 вагона. Масса груженого состава может составлять до 4000-8000т.
При разработке графика движения поездов исходят из определенных значе- ний массы, длины поездов и скорости их движения, что и рассматривается в гра- фике. Масса поезда определяет скорость его движения при одной и той же мощ- ности локомотива. Масса поезда определяется силой тяги локомотива, расчетным подъемом и удельным сопротивлением локомотива и вагонов при движении на расчетном подъеме. Скорости движения поездов подразделяются на конструкци- онную, максимальную, расчетную ходовую, техническую, участковую и мар- шрутную.
Порядок выполнения работы:
1. Чем определяется допустимая скорость, расчетная.
2. Определить ходовую скорость по данной формуле: Vx=L/Ʃtx, км/ч,
где L – длина участка, км;
Ʃtx – сумма перссонных времен хода по участку без учета времени на раз-
гоны, ч.
Таблица 1.1 - Исходные данные
| вариант | L, км | Ʃtx, ч | Ʃtp, ч | Ʃtз, мин | Tуч., мин | Ʃtст, ч | Ʃtтр, ч | tтех ч | Тпер, мин | Kпер |
| 1 | 27 | 1,5 | 0,02 | 0,1 | 50 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 30 | 2 |
| 2 | 13 | 0,6 | 0,03 | 0,4 | 30 | 0,15 | 0,4 | 0,5 | 15 | 6 |
| 3 | 16 | 0,8 | 0,07 | 0,9 | 56 | 0,05 | 1 | 0,4 | 73 | 8 |
| 4 | 21 | 1,1 | 0,09 | 3 | 75 | 0,2 | 0,9 | 0,7 | 33 | 4 |
| 5 | 9 | 0,4 | 0,1 | 2 | 24 | 0,5 | 2 | 0,4 | 50 | 9 |
| 6 | 18 | 0,89 | 0,3 | 4 | 42 | 0,6 | 4 | 0,7 | 20 | 4 |
| 7 | 12 | 0,55 | 0,04 | 5 | 70 | 1,5 | 6 | 0,2 | 12 | 3 |
| 8 | 7 | 0,2 | 0,9 | 3 | 55 | 0,3 | 4 | 0,6 | 35 | 6 |
| 9 | 24 | 1,2 | 0,6 | 6 | 80 | 0,2 | 9 | 0,2 | 56 | 8 |
| 10 | 15 | 0,7 | 0,08 | 8 | 34 | 0,4 | 2 | 0,7 | 23 | 6 |
| 11 | 19 | 1 | 0,5 | 2 | 65 | 1 | 4 | 0,6 | 45 | 3 |
| 12 | 10 | 0,5 | 0,01 | 9 | 24 | 0,3 | 2 | 0,8 | 56 | 8 |
| 13 | 17 | 0,9 | 0,05 | 5 | 34 | 0,1 | 2,5 | 0,4 | 55 | 6 |
| 14 | 23 | 1,15 | 0,06 | 5 | 15 | 0,02 | 3,5 | 0,2 | 34 | 7 |
| 15 | 20 | 1,05 | 0,2 | 7 | 87 | 2 | 7,5 | 0,7 | 67 | 8 |
3. Определим техническую скорость состава
Vt=L/(Ʃtx+Ʃ(tp+tз)), км/ч,
где tp – время на разгон, ч;
Тз – время замедления, ч.
4. Рассчитать техническую скорость движения поездов Vуч.=L/Туч.-L/(Туч.+ Ʃtст+(Ʃtp+tз)), км/ч,
ка, ч.
где Туч. – общее время следования по участку, ч;
Ʃtст – общее время стоянок поезда на промежуточных станциях участ-
5. Для оценки эффективности использования технической скорости при- меняется такой показатель, как коэффициент скорости в отношение участковой скорости Vуч. к технической Vт.
B=Vуч./Vт.,
6. Определим маршрутную скорость
Vм=ƩL/(ƩTуч.+ Ʃtтр.), км/ч,
где ƩL – расстояние, проходимое поездом на всем пути его следования, км; Ʃtтр – общее время стоянок поезда на всех попутных технических стан-
циях, ч.
7. Суточная наличная пропускная способность участка Nн в парах поез- дов или в поездах определяется с учетом времени технологических устройств αн
Nн=(1440-tтехн.) αн *Кпер/Тпер.,
где tтех–продолжительность технологического окна, мин.;
αн – коэффициент надежности работы технический устройств для однопутных участков»;
К – число пар поездов в периоде;
Тпер– период графика, мин.
Таблица 1.2 - Значения нормативных коэффициентов надежности
| Период графика, мин. | Значения αн для однопутного участка |
| 30 и менее | 0,94 |
| 31-40 | 0,95 |
| 41 и выше | 0,96 |
Содержание отчета:
1.Тема, цель. 2.Решение задач.
3.Ответы на контрольные вопросы. 4.Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Как на графике изображается движение поезда; время прибытия, оправ-
ления.
ездов?
2. Что такое техническая скорость?
3. Что учитывается при составлении графика движения поездов?
4. В соответствии с каким документом составляется график движения по-
5. Для чего составляется график движения поездов?
Лабораторная работа 2
Тема: Обмен информацией на сетевом уровне.
Цель: Изучить обмен информацией на сетевом уровне.
Перечень лабораторного оборудования, учебно-наглядных пособий:
1.Компьютер, калькулятор;
2.Комплект нормативных документов наглядные пособия (стенды); 3.Журнал и инструкции по технике безопасности.
Рекомендуемая учебная литература
1.1. Седышев, В.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — М.: УМЦ ЖДТ, 2013. — 262 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/59195 — Загл. с экрана.






