Психологического анализа деятельности

В системогенетической концепции В.Д. Шадрикова реализованы два принципа психологического анализа деятельности: компонентный и уровневый [20]. Компонентный анализ проводится в соответствии с общей архитектурой деятельности, в его задачи входит определение психологических компонентов, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительных действиях. В ходе компонентного анализа определяется содержание (компонентный состав) функциональных блоков (подсистем) психологической системы деятельности, их взаимосвязи и динамика в процессе освоения деятельности. Уровневый анализ предполагает исследование деятельности в единстве и взаимосвязи предметно-действенного, физиологического и психологического аспектов деятельности, исходя из положения о неаддитивности ее структурных компонентов, целостности деятельности как системы. Определены пять уровней психологического анализа деятельности:

· личностно-мотивационный;

· компонентно-целевой;

· информационный;

· структурно-функциональный;

· индивидуально-психологический.

Сочетание всех перечисленных уровней раскрывает достаточно полно сущность деятельности и дает о ней системное представление. Реализация уровневого подхода позволяет представить деятельность как многоуровневое полиструктурное образование в единстве и взаимосвязи внешнего и внутреннего.

В работах В.Д. Шадрикова раскрываются теоретические основания, задачи и содержание психологического анализа деятельности в отношении каждого уровня, даются описание алгоритмов и методов исследования, специфика реализации принципов системного подхода. Так, например, на уровне структурно- функционального анализа деятельности раскрывается ее структура во взаимосвязи внешне-предметного (действия и операции) и психологического (ПВК и их подструктуры) аспектов, выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливается значимость этих связей и вес отдельных структурных компонентов, раскрывается функциональная соподчиненность и динамическая организация структурных компонентов деятельности.

В процессе анализа внешне-предметной стороны деятельности определяется временная организация и последовательность действий и операций, выполнение которых необходимо для достижения цели деятельности. Анализ деятельности с предметной стороны заканчивается построением сетевого графика деятельности с использованием метода Кэрке, который позволяет отобразить ее в наглядной форме с помощью условных знаков, обозначающих различные действия и их взаимосвязи. Взаимосвязи действий и операций анализируются далее с точки зрения их значимости – влияния качества выполнения данного действия на скорость, качество и надежность выполнения других действий. С учетом частоты выполнения данного действия и числа его влияний на другие действия определяется его «вес» в структуре деятельности. Анализ внешней структуры деятельности и значимости («веса») ее компонентов дополняет анализ трудностей освоения отдельных действий и ошибок в их выполнении, степени их упражняемости и возможностей автоматизации. Выделяют четыре группы ошибок при выполнении действий: 1) невыполнение требуемого действия; 2) неточное выполнение требуемого действия; 3) несвоевременное выполнение требуемого действия; 4) выполнение нетребуемого действия.

Анализ психологической стороны деятельности предполагает определение ПВК, обеспечивающих требуемое качество выполнения действий и их взаимосвязей в психологической структуре деятельности. Для решения этих задач используется следующий алгоритм психологического анализа деятельности (на структурно-функциональном уровне):

1 – изучается уровень развития психических свойств человека с использованием психодиагностических методик;

2 – вычисляется корреляция между показателями деятельности и уровнем развития отдельных психических свойств;

3 – вычисляются матрицы интеркорреляций между отдельными психическими свойствами;

4 – составляются графические структуры (структурограммы) психических свойств, реализующих деятельность;

5 – вычисляется «вес» отдельных ПВК в психологической структуре деятельности [19].

Структурно-функциональный анализ позволяет выявить только те ПВК и их структуры, которые обеспечивают реализацию исполнительских действий. Психологическая структура деятельности во всей своей полноте и целостности может быть определена в сочетании структурно-функционального и компонентно–целевого уровней анализа деятельности. В задачи компонентно–целевого анализа входит выяснение компонентного состава всех функциональных блоков психологической системы деятельности (на внешне-предметном и психологическом уровнях) и значения («веса») структурных компонентов в плане достижения цели деятельности (подробнее см. 20).

На основе системных представлений о структурной организации и развитии профессионально важных качеств в процессе системогенеза деятельности В.Д. Шадриков разработал принципы диагностики и схему исследования профессиональных способностей и одаренности [21], а также общие требования и алгоритмы создания методик для диагностики структурных компонентов психологической системы деятельности [20, 21].

Основные принципы профессиональной диагностики заключаются в следующем.

1. Методика диагностики развития профессионально важных качеств должна быть адресована не только к функциональным, но и к операционным механизмам.

2. Профессиональную психодиагностику нельзя ограничивать уровнем отдельных способностей, от способностей нужно переходить к одаренности, т.е. рассматривать взаимодействие способностей в системе деятельности.

3. Профессиональную диагностику необходимо проводить в отношении конкретной деятельности.

Общая схема анализа одаренности включает следующие этапы: 1) проводится качественный анализ одаренности на основе психологического анализа деятельности, в результате которого выделяется состав способностей, определяющих одаренность (выделяются профессионально важные качества); 2) определяется уровень развития отдельных способностей (измеряется степень выраженности ПВК; 3) устанавливаются типичные плеяды способностей, определяющих данную одаренность, выявляются структурные характеристики одаренности; 4) выявляются различные способы деятельности и соответствующие им сочетания способностей, т.е. способ деятельности соотносится с индивидуальной формой одаренности; 5) перечисленные этапы анализа проводятся в генетическом аспекте, т.е. анализируется состав способностей и их систем в ходе овладения профессией, на разных этапах профессионализации.

На основе теоретических положений системогенеза деятельности, принципов диагностики ПВК и апробированных исследовательских процедур в разное время были разработаны психодиагностические методы, предназначенные для измерения и оценки различных компонентов ПСД и психологической структуры деятельности в целом: «Тест общей мнемической одаренности» (Р.В. Шрейдер, В.Д. Шадриков), «Методика изучения структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев, В.Д. Шадриков), «Методика диагностики мнемических способностей» (Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков), методика «Комплексная диагностика готовности к обучению в школе» (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).

По сути, современные методы диагностики представляют симптоматическую диагностику (Л.С.Выготский), когда диагноз ограничивается констатацией уровня развития того или иного психического качества, без указания на их причины и места в структуре деятельности и индивидуальности. Как заметил по этому поводу Л.С.Выготский, установление симптомов никогда автоматически не приводит к надежному диагнозу, такой диагноз не является обоснованным и собственно научным. Переход от симптоматической диагностики к каузально-динамической (этиологической) становится возможным тогда, когда диагностическое средство позволяет раскрыть внутреннюю структуру предмета диагностики, установить взаимосвязи диагностируемых качеств и их функциональное значение в структуре реальной деятельности. Это, в свою очередь, позволяет устанавливать не только уровень развития диагностируемых качеств и наличие определенных симптомов, но и причины их возникновения.

Практическая реализация структурной диагностики сталкивается с трудностями методологического и методического характера, которые и обусловливают слабое развитие этого направления в современной психодиагностике. Можно отметить две из них. Первое: необходимость проведения достаточно трудоемких теоретико-экспериментальных исследований структурно-функциональных и динамических характеристик предмета диагностики; построение вероятностных моделей исследуемой реальности и разработка методики, имеющей высокую содержательную валидность и отвечающей требованиям современной психодиагностики. Второе: разработка методических приемов и средств, позволяющих перейти от вероятностной модели исследуемой области психического к анализу индивидуальной структуры, т.е. установлению своеобразия взаимосвязей и функционального значения компонентов исследуемой структуры у конкретного субъекта. Если первая задача уже нашла свое решение в целом ряде исследований (в частности, в рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности разработан комплекс методических средств и приемов, позволяющих исследовать на вероятностном уровне структурно-функциональные характеристики психологической структуры деятельности [9, 27, 28, 29 и др.]), то решение второй задачи до сих пор остается одной из наименее изученных областей психодиагностики.

Один из путей разработки структурной индивидуальной диагностики в психологии принятия управленческих решений предложен А.В.Карповым [6]. В основу его методики «индивидуальной кореллограммы» положены два общепринятых в психометрике правила: правило сигмы и правило унифицирования и стандартизации результатов политестового обследования. Это позволило автору разработать алгоритм перевода результатов политестовой диагностики в форму индивидуализированной кореллограммы, получить, таким образом, возможность структурного анализа результатов индивидуального обследования. Наибольшую ценность для дальнейшей разработки методов структурной диагностики, в частности в области педагогической психологии и исследования психологической структуры учебной деятельности, представляет сформулированный и экспериментально подтвержденный автором вывод о том, что уровень развития компонента индивидуальной структуры качеств соответствует функциональному весу этого компонента в данной структуре. Такая зависимость выявлена как в отношении положительных связей компонентов структуры индивидуальных качеств (Р>0,99), так и в отношении отрицательных связей (Р>0,90).

Разработка методов структурной диагностики, при всей их значимости для решения целого ряда прикладных задач, не решает полностью задач этиологической диагностики, так как область их применения ограничивается ранними стадиями системогенеза деятельности, когда структура индивидуальных качеств еще не обладает свойствами системы. Для исследования системных образований необходимы иные методы, отражающие внутреннюю специфику предмета диагностики. Одним из первых проблему системных («синтетических») методов в психологии сформулировал А.Бине [3], указав на недостатки «аналитического» преимущества и возможные способы «синтетического» обследования. Наиболее реальный путь синтетического обследования, указанный А.Бине, - диагностика «по результату» в той деятельности, в отношении которой определяются возможности ребенка. В диагностике готовности к обучению и освоению деятельности это положение отчасти реализуется «учебными тестами», позволяющими выявить уровень достижений в реальной деятельности, и тестами, моделирующими отдельные компоненты деятельности. Разработка системных методов - одна из актуальнейших задач современной психодиагностики, решение которой позволит перейти от диагностики индивидуальных качеств к диагностике целостной индивидуальности.

В целях изучения психологической структуры различных видов профессиональной деятельности в русле концепции системогенеза деятельности был разработан и апробирован комплекс исследовательских процедур, методических приемов и способов графического представления результатов на основе многопланового логико-математического анализа и психологической интерпретации матриц интеркорреляций данных психодиагностического обследования.

Так, например, в целом ряде исследований использовался методический прием «метод полярных групп», суть которого заключается в следующем. Вся выборка испытуемых по внешнему (качественно-количественные показатели эффективности деятельности) и/или внутреннему (уровень развития исследуемого компонента или структуры в целом) критерию делятся на три части (успешные, неуспешные, среднеуспешные; высокий уровень развития, низкий уровень развития, средний уровень развития). После этого проводится сравнительное исследование психологической структуры ПВК в полярных группах (выборка со средними показателями по выбранному критерию, как правило, не рассматривается) по установленной схеме (компонентный анализ, структурно-функциональный анализ, генетический и индивидуально-психологический анализ).

Разработан и апробирован методический прием подсчета функционального «веса» компонента в психологической структуре ПВК. Для этого каждому значению корреляции отдельных качеств приписывается соответствующий балл, например уровню значимости Р > 0,80 – 1 балл, Р > 0,90 – 2 балла, Р > 0,95 – 3 балла, Р > 0,99 – 4 балла. Затем для каждого качества подсчитывается количество образованных им связей каждого уровня (r1, r2, r3, r4), полученные показатели умножаются на соответствующий балл, сумма результатов умножения является показателем функционального «веса» данного качества в структуре. В работах А.В. Карпова [6,8] разработана и апробирована методика оценки степени интегрированности структуры, которая предполагает подсчет и последующий содержательный анализ трех показателей: 1) Индекс когерентности структуры (ИКС) – определяется как суммарный «весовой» показатель всех положительных значимых корреляций в структуре; 2) индекс дивергентности (дифференцированности) структуры (ИДС) – определяется как суммарный «весовой» показатель всех отрицательных значимых корреляций в структуре; 3) индекс организованности структуры (ИОС) – определяется как разница между значением ИКС и ИДС (ИОС = ИКС – ИДС).

В исследовании готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева) на основе методики «индивидуальной кореллограммы» разработан способ подсчета интегрального показателя сформированности индивидуальной психологической структуры деятельности, который отражает уровень готовности реального человека к данной деятельности (ИГ). Индекс готовности к деятельности представляет собой сумму стандартизированных показателей развития структурных компонентов, полученных в результате психодиагностического обследования. Эмпирически доказано наличие значимой взаимосвязи (Р < 0, 95) индекса готовности к деятельности (ИГ) и интегрального показателя эффективности деятельности (ИПУ) (применительно к учебной деятельности - интегральный показатель успешности усвоения).

Графическое отражение результатов логико-математического анализа и психологической интерпретации матриц интеркорреляций данных в исследованиях системогенеза деятельности обычно представляются в форме структурограмм (коррелограмм). Сруктурограммы отражают значимые взаимосвязи ПВК и могут иметь «круговую» форму (А.В. Карпов) или «ядерную» (Н.В. Нижегородцева), в последнем случае основу структурограммы составляет подструктура базовых качеств («ядро» ПСД), к которым «присоединяются» другие функционально менее значимые компоненты (Гл.3, рис. 1). Для исследования соотношения интер-и интрафункциональных связей (внутри функциональных блоков ПСД и между ними) структурных компонентов используется методический прием «расслоения» корреляционных связей [13, 20] в соответствии с психологической структурой деятельности (Гл.3, рис. 2). Наличие интерфункциональных (межблоковых) связей свидетельствует о целостности психологической системы деятельности. В развитой форме структура деятельности оказывается пронизанной корреляционными связями, образованными качествами, относящимися к различным функциональным блокам. Интрафункциональные (внутриблоковые) связи компонентов обеспечивают возможность активной перестройки внутри функциональных блоков в соответствии с постоянно меняющимися в процессе деятельности задачами, при сохранении ее целостности, которая обеспечивается устойчивыми интерфункциональными связями.

Совокупность принципов и алгоритмов психологического анализа деятельности, принципы психологической диагностики деятельностно важных качеств и психологической структуры деятельности в целом, комплекс исследовательских процедур, методических приемов и способов обработки, интерпретации и графического представления результатов исследования, разработанные и апробированные в многолетних исследованиях системогенеза деятельности, представляют собой научно обоснованную методическую систему, направленную на решение исследовательских и практических задач, которая может быть обозначена как системогенетический метод анализа деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: