Индексы | Возраст (классы) | ||
4 | 8 | 11 | |
ИКС | 100 | 135 | 153 |
ИДС | 100 | 115 | 135 |
ИОС | 100 | 132 | 161 |
Примечание: обозначения те же, что и в табл. 3
а) б)
Рис. 5а и 5б. Относительная динамика структурных индексов мотивационных подсистем (13а) и структурных индексов организации мотивов (13 б) в зависимости от возраста учащихся
Обозначения: жирная линия – индекс организованности; полужирная линия – индекс когерентности; тонкая линия – индекс дивергентности; 4, 8, 11 – классы испытуемых
Сравнительный анализ данных, представленных в табл. 3-4, а также на рис. 5а и 5б, позволяет заключить следующее. Значение ИКС для систем в третьей группе в 2,72 раза выше, чем в первой; мера когерентности систем очень существенно (почти в 3 раза) возрастает. Значение индекса дифференцированности (дивергентности) для систем в третьей группе (11 класс) в 2 раза больше, чем в первой (4 класс), что также свидетельствует о явной выраженности здесь дифференцирующих тенденций и механизмов. Индекс организованности структур в третьей группе в 2,19 раза выше, чем в первой.
|
|
Если же проследить аналогичную динамику всех этих индексов для матриц интеркорреляций отдельных мотивов, то оказывается, что она выражена в значительно меньшей степени и изменяется от третьей группы к первой в пределах 1,3–1,6 раза. Так, ИКС в третьей группе выше, чемв первой, в 1,5 раза; ИДС – в 1,3 раза; ИОС – в 1,6 раза. Данный результат непосредственно указывает на то, что интеграционные, дифференцирующие и в целом организационные механизмы и средства системного уровня мотивационной сферы личности в процессе УД действуют, прежде всего, в плане координации мотивационных подсистем, а не отдельных мотивов. Интеграционные и координационные процессы на системном уровне развертываются, в основном, на совокупности мотивационных подсистем. Они, в свою очередь, выступают продуктами интеграции, дифференциации, организации отдельных мотивов.
Следовательно, сформулированная нами на основе общетеоретических положений гипотеза, согласно которой генезис мотивационной сферы личности в процессе освоения УД подчиняется основным принципам системогенеза и выступает поэтому как одна из форм системогенеза, нашла свое подтверждение (причем комплексное, разноплановое). Следует обязательно учитывать и то, что субсистемный уровень является центральным во всей иерархии структурных уровней организации мотивационной сферы личности. Следовательно, есть вполне веские основания полагать, что принципы его генетической динамики присущи и другим уровням ее организации, которые во многом определяются субсистемным уровнем. Развитие мотивационной сферы личности в процессе освоения УД представляет собой системогенез не только в плане формирования и развития ее общей структурно-уровневой организации, но и в плане закономерностей генезиса каждого из ее уровней.
|
|