Тема: Законодательная, нормативная правовая база Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
«Основные нормативные и правовые акты в области ГО. Задачи и мероприятия ГО, которые отражены в Законе ДНР «О гражданской обороне»
В Донецкой Народной Республике принят ряд законов, постановлений кабинета министров ДНР и других нормативно-правовых актов, направленных на защиту человека и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Среди них:
– Закон ДНР от 17.02.2015 г. № 07-I HC «О гражданской обороне».
– Закон ДНР от 26.02.2015 г. № 11- I НС «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
– Закон ДНР от 17.02.2015 г. № 06-I HC «О пожарной безопасности».
– Постановление Совета Министров ДНР от 09.04.2015 г. № 5-11 «Об
|
|
утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
– Постановление Совета Министров ДНР от 12.03.2015 г. № 3-22 «Об
утверждении Положения об организации обучения населения в области
гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
– Постановление Совета Министров ДНР от 09.04.2015 г. № 5-10 «Об
утверждении Положения о гражданской обороне».
Закон ДНР «О гражданской обороне».
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Основными задачами в области ГО являются:
1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:
а) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, и постоянное информирование его о сложившейся обстановке;
б) обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны;
|
|
в) обеспечение средствами индивидуальной защиты;
г) эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
д) инженерную, медицинскую, биологическую, радиационную и химическую защиту;
е) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
2. Предупреждение возникновения ЧС природного и техногенного характера выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:
а) государственную стандартизацию, экспертизу и лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
б) декларирование безопасности объектов повышенной опасности;
в) выполнение инженерно-технических мероприятий ГО;
г) создание систем мониторинга (наблюдения и контроля) за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением, источниками опасности на потенциально опасных объектах, опасными природными явлениями.
3. Государственный контроль и надзор в области ГО, взаимодействие органов управления сил и средств гражданской обороны, предназначенных для предупреждения и реагирования на ЧС.
4. Подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения действиям при ЧС.
5. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайной ситуации.
6. Организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Систему гражданской обороны составляют:
а) республиканский орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны;
б) органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;
в) органы управления по вопросам гражданской обороны в составе республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов исполнительной власти, муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
г) силы и средства, предназначенные для выполнения задач ГО;
д) системы связи, оповещения и информационного обеспечения;
е) фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ж) специализированные службы гражданской обороны;
з) курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной Донецкой Народной Республики осуществляет Совет Министров Донецкой Народной Республики.
Руководство гражданской обороной в республиканских органах исполнительной власти, муниципальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности осуществляют их руководители.
К силам гражданской обороны относятся:
а) государственная оперативно - спасательная служба;
б) государственная военизированная горноспасательная служба;
в) муниципальные аварийно - спасательные службы;
г) специализированные объектовые аварийно - спасательные службы;
д) специализированные службы гражданской обороны;
е) невоенизированные формирования гражданской обороны.
Государственная оперативно - спасательная служба ГО - служба, функционирующая в системе республиканского органа исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы ГО, и состоящая из: органов управления, аварийно - спасательных формирований специального назначения, государственных пожарно - спасательных подразделений (частей), учебных центров, подразделений обеспечения.
|
|
Государственная военизированная горноспасательная служба – государственная специализированная организация, предназначенная для осуществления в установленном порядке горноспасательного обслуживания угольных шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик, других предприятий по добыче и переработке угля независимо от форм собственности в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации.
Муниципальные аварийно - спасательные службы – профессиональные службы, предназначенные для аварийно-спасательного обслуживания объектов муниципальной собственности, создаваемые в установленном порядке по решению муниципального органа.
Специализированные объектовые аварийно - спасательные службы – службы, создаваемые в установленном порядке из администрации и работников предприятий, учреждений и организаций для аварийно-спасательного обслуживания производств с повышенным риском возникновения ЧС.
Специализированные службы ГО (энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, связи и оповещения, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка) образуются для проведения специальных работ и мероприятий по ГО и их обеспечения, которые требуют привлечения специалистов определенной специальности, техники и имущества специального назначения.
Невоенизированные формирования ГО создаются в территориальных единицах Донецкой Народной Республики, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности.
В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, не связанных с проведением аварийно-спасательных работ, организации могут из числа своих работников создавать нештатные формирования (ст.1)
Основные положения Законов ДНР:
|
|
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
«О пожарной безопасности».
Закон ДНР «О защите населения и территорий от
ЧС природного и техногенного характера».
В общих положениях Закона даны основные понятия и определения:
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду.
Катастрофа — большая авария или другое событие, которые приводят к тяжелым последствиям.
Классификация чрезвычайных ситуаций — система распределения чрезвычайных ситуаций на классы и подклассы в зависимости от их характера.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Водный объект — сформированный природой или искусственно созданный объект ландшафта, где сосредотачиваются воды.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Реагирование на чрезвычайную ситуацию — скоординированные действия по реализации планов действий, уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации с целью предоставления неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций — республиканские органы исполнительной власти, муниципальные органы, организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за техногенной и природной безопасностью, организуют проведение работ по предупреждению ЧС и реагирование в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, уменьшения материальных потерь.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов, организаций принятия, дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
Потенциально опасный объект — это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения ЧС.
Режимы функционирования и уровни реагирования
органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаци
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования – решением руководителя муниципального органа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая находится в пределах одной территории;
в) государственный уровень реагирования — решением Совета Министров Донецкой Народной Республики, при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию двух и более административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики.
В статье 19 Закона представлены права граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право:
· на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
· использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
· быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
· обращаться лично, а также направлять в республиканские и муниципальные органы обращения и предложения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
· участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
· на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
· на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
· на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
· на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
В статье 20 Закона представлены обязанности граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Донецкой Народной Республики обязаны:
· соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
· изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
· выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.