double arrow

Определение оптимального количества складов в системе распределения

Складская сеть, через которую осуществляется распределе­ние материального потока, является значимым элементом логи­стической системы. Построение этой сети оказывает существен­ное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта. Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. 37.


словные обозначения:

g- распределительные центры (склады);

h- потребители материального потока;

- материальные потоки.

Рис. 37. Варианты организации распределения материального потока:

а) с одним распределительным центром;

б) с двумя распределительными центрами;

в) с шестью распределительными центрами

Допустим, что на определенной территории имеется некоторое количество потребителей материального потока. На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или ше­сти складов (соответственно, рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по до­ставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению бу­дут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управле­ние всей распределительной системой. Не исключено, что до­полнительные затраты в этом случае могут значительно пре­высить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. По­этому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.

Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведе­ния материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска опти­мального количества складов. Ниже рассматривается графиче­ский метод решения данной задачи.

Выберем в качестве независимой переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассма­тривать следующие виды издержек:

– транспортные расходы;

– расходы на содержание запасов;

– расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяй­ства;

– расходы, связанные с управлением складской системой. *

 
 


* Состав издержек, меняющихся при изменении количества складов в си­стеме распределения и учитываемых при решении данной задачи, может быть иным. Например, в работе 19 (стр. 257), кроме перечисленных выше, включены «затраты от упущенных продаж»; в то же время не включены эксплуатационные затраты и затраты на систему управления. В каждом конкретном случае, определяя оптимальное количество складов в системе распределения, состав изменяющихся издержек должен быть обоснован на основе решения отдельной задачи.

Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от ко­личества складов.

1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения. *


* В данном параграфе будем исходить из предположения, что для ка­ждого значения переменной (количество складов) расположение складов на обслуживаемой территории оптимально, то есть обеспечивает минимум за­трат на транспортировку.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потре­бителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

– расходы, связанные с доставкой товаров на склады систе­мы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

– расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

Зависимость затрат на, транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.


Рис. 38. Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров на склады, от количества складов

При увеличении количества складов в системе распределе­ния стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количе­ство ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости, представленной на рис. 38, не прямоли­нейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по достав­ке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов — стоимость достав­ки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокра­щения пробега транспорта (если мы сравним рисунки 37а, 37б и 37в, то увидим, что суммарная длина стрелок с увеличением количества складов резко сокращается). Графически характер зависимости этой составляющей издержек от количества скла­дов показан на рис. 39.


Рис. 39. Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров со складов системы распределения потребителям, от количества складов

Суммарные транспортные расходы при увеличении количе­ства складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму за­висимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов).

Общий график зависимости транспортных расходов от коли­чества используемых складов приведен на рис. 40.


Рис. 40. Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения

2. Зависимость затрат на содержание запасов от количе­ства складов в системе распределения.

На рис. 37 а снабжение всех потребителей осуществляется из одного склада. Увеличивая число складов, мы тем самым со­кращаем зону обслуживания каждого из них. Так, при переходе к модели обслуживания, представленной на рисунке 37-в (шесть складов), зона, обслуживаемая одним складом, уменьшается примерно в шесть раз. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходи­мость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запа­са, то есть, создавая шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех шести складах возрастет (по сравнению с запасом в распредели­тельной системе с одним центральным складом).

Потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже мини­мальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, большем потребности, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.


Графически характер зависимости затрат на содержание запаса от количества складов в системе распределения предста­влен на рис. 41.

Рис. 41. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения

3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией склад­ского хозяйства от количества складов в системе распределе­ния.

Таблица 8

Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 квадратный метр площади склада, от размера складской площади

Складская площадь, кв. м. Эксплуатационные затраты, в расчете на 1 кв. м склада, условных денежных единиц
   
   
   
   
   

При увеличении количества складов в системе распределе­ния затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижа­ются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Проис­ходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. кв. м. до 1,5 тыс. кв. м., то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада се­мью (общая площадь остается той же – 10,5 тыс. кв. м), по­влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза. Зависимость величины удельных эксплуатационных рас­ходов от размера склада (сфера торговли товарами народного потребления) приведена в табл. 8.

В общем виде графически зависимость между количеством складов в системе распределения и размером эксплуатационных затрат представлена на рис. 42.


Рис. 42. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в системе распределения

4. Зависимость затрат, связанных с управлением распре­делительной системой от количества входящих в нее скла­дов.

Характер данной зависимости представлен на рис. 43. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличе­нии количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.


Рис. 42. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в нее складов

Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления. При отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно иной вид – пунктирная кривая на рис. 12, то есть увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему упра­вления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизирован­ной обработки информационных потоков.

Зависимость совокупных затрат на функционирование си­стемы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этом параграфе, приведена на рис. 44. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае — 4 склада).



Рис. 44. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: