Основы современного менеджмента

 

С переходом к рыночной экономике система здравоохранения, все больше требуется хорошо подготовленных руководителей на всех уровнях управления. От эффективности руководства будет зависеть успешная деятельность организации.

Это вызвано разными причинами: децентрализацией собственности, многоканальным финансированием медицины, новой системой оплаты медицинской помощи, сложностями при поиске и найме способных работников. Фельдшер, начавший работать на ФАПе или здравпункте, фактически становится руководителем, от Вас будет зависеть, сможете ли вы сформировать благоприятный психологический микроклимат в подчиненном коллективе, насколько будете справедливо и эффективно руководить. Чтобы справиться с этими проблемами, нужно овладевать новыми управленческими знаниями, научиться пользоваться ими на практике. Для этого и необходимо постижение науки и искусства менеджмента.

Понятие «менеджмент» и «управление»

Слово «менеджмент» к нам пришло около 10 лет назад и сегодня это английское слово стало известно практически каждому образованному человеку.

«Management» в переводе с английского языка - «управление»

Существует множественное определений менеджмента.

Менеджмент — это

¾ умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

¾ деятельность, направленная на управление ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными, информационными).

Менеджмент - это особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, цель которой получение прибыли.

Управление является более широким, обобщающим понятием, чем менеджмент.

Цель менеджмента в здравоохранении - снижение потерь общества от заболеваний, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.

Задача менеджмента - это наиболее эффективное достижение цели путём повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.

Основные категории менеджмента

К основным категориям менеджмента относятся:

1) субъекты и объекты;

2) функции;

3) принципы;

4) методы;

5) виды.

Различают:

Генеральный менеджмент - управление лечебно-профилактическим учреждением в целом.

Функциональный менеджмент - управление определёнными сферами деятельности учреждения и его подразделениями:

¾ техническими операциями — диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

¾ коммерческими — для медицинских учреждений — это продажа отдельных видов медицинских услуг.

¾ финансовыми операциями — привлечение средств и распоряжение ими для осуществления

¾ деятельности.

¾ страховыми — страхование и охрана имущества и лиц.

¾ учетными — учет, статистика и др.

¾ административными — планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Субъекты и объекты управления

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности, т.е. формируется система.

В системе здравоохранения в управленческой деятельности имеются:

¾ cубъект управления - тот, кто управляет (руководители);

¾ oбъект управления - те, кем или чем управляют (трудовые, финансовые, материальные, информационные ресурсы).

Субъект управления в ЛПУ имеет 3 уровня

Стратегический (главный врач)

Задачи на стратегическом уровне:

¾ разработка новых целей с учётом возможности ЛПУ;

¾ обеспечение достижения поставленных целей в запланированных объемах и в определённый срок;

¾ совершенствование деятельности ЛПУ.

Тактический (заместители главного врача, главная медсестра)

Задачи на тактическом уровне:

¾ оптимальное распределение ресурсов;

¾ определяют цели и методы организации для подразделений;

¾ контроль достижения результатов.

Оперативный(заведующие отделений, старшие медицинские сёстра)

Задачи на оперативном уровне:

¾ оптимальное использование имеющихся ресурсов;

¾ обеспечение эффективного выполнения производственных процессов в подразделениях;

¾ контроль

¾ oбъекты управления:

¾ трудовые ресурсы (работники);

¾ производственные процессы (управление качеством медицинской помощи, услуг);

¾ материальные ресурсы;

¾ финансовые ресурсы;

¾ информационные ресурсы

Функции управления. Анри Файоль являлся основоположником функционального менеджмента. Он выделил 5 основных функций:

1. Планирование - определение целей, составление планов.

2. Организация - создание организационных структур, постановка заданий, которые должны быть выполнены. Распределение между подчинёнными так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение работы. Распределение ресурсов, полномочий и ответственности.

3. Координация- взаимная увязка действий людей и подразделений.

4. Мотивация - активизация работающих путём удовлетворения их потребностей.

5. Контроль- сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив.

Перед руководителями среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях стоит множество задач. Кроме подбора кадров и формирования коллектива необходимо вызвать у них желания качественно выполнять функциональные обязанности и работать на организацию.

Есть устоявшееся мнение, что достаточно материального вознаграждения, чтобы побудить человека качественно работать. Но бывает достаточно сложно выявить истинные побуждения, которые заставят отдавать работе максимум усилия. Руководитель должен обладать способностью быстро и адекватно оценивать реальные и потенциальные возможности людей, их потребности. Только через понимание мотивации работника можно эффективно ими управлять. Существует в современном менеджменте несколько определений понятия мотивации. Одно из них.

Мотивация -это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Основные понятия теории мотивации:

потребность - её испытывает человек, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо;

мотив - это то, что побуждает человека действовать определённым образом;

стимулы - рычаги воздействия на человека, всегда должны носить характер вознаграждения;

вознаграждение - это всё то, что человек считает ценным для себя

¾ внутреннее вознаграждение - дает сама работа, чувство удовлетворения от достигнутых результатов;

¾ внешнее вознаграждение - дает организация.

Процесс мотивации

Процесс мотивации включает шесть этапов:

1) возникновение потребности, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает;

2) возникновение мотивов, побуждающих человека к действию;

3) поиск наиболее эффективного для этих целей типа поведения и путей устранения потребности;

4) осуществление действий;

5) получение вознаграждения за осуществлённые действия;

6) устранение потребности, приводящее к усилению или ослаблению мотивации к действию.

Методы мотивации.

Самым первым из применяемых приёмов был метод кнута и пряника. При этом «пряник» представлял собой буквально плату, которой едва хватало, чтобы выжить. По мере улучшения жизни людей простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Мотивационные программы, которые Вы будете разрабатывать должны обязательно опираться на традиции, устои и возможности учреждения. В каждом конкретном случае мотивация должна быть ориентирована на ту сферу, которая имеет значение для самого человека. У каждого сотрудника имеются определенные надежды, связанные с работой. Недостаточное стимулирование персонала к деятельности приводит к снижению их работоспособности даже при наличии у них высокой профессиональной подготовки и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: