I. С точки зрения целей формирования личности

1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер. Воспитание реализуется через использование материалов букваря и азбуки.

2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему аналитико-синтетических и речевых упражнений. Оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.

II. С точки зрения психолого-лингвистической.

1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на образцовые тексты, включает систему развития речи.

2. В качестве исходной языковой единицы берётся звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию, развитию речевого (фонематического) слуха.

4. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению слогов, использованию слоговых таблиц.

6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.

III. С точки зрения организационной.

1. Устанавливается определённая последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу).

2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.

3. Письмо не отрывается от чтения, а идёт параллельно с ним.

4. На практической основе систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии.

IV. С точки зрения приёмов обучения.

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.

2. Введение элементов моделирования. Использование моделей слогов, слов, предложений.

Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период. Он включает в себя анализ и синтез.

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение нового звука из слога (слова), его изучение, установление его характеристики: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов.

При использовании приёмов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано следующими способами:

1) выделение из предложения звука-слова ("Слива игруша" – звук [и]);

2) выделение гласного звука, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированной буквы: ю-ла, я-ма;

3) приём звукоподражания (Как жужжит пчела? – ж-ж-ж-ж);

4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);

5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно "длительных" согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша);

6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);

7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).

Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обучаться в последующих классах.

Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения (привести примеры схем-моделей предложения, слова, слога).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: