Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения:
¾ сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
¾ произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;
¾ выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения;
¾ оценивать выполнение вербальной задачи.
|
|
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:
¾ различать четко все гласные и согласные фонемы;
¾ находить гласные фонемы в словах;
¾ ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
¾ усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
|
|
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
¾ ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
¾ ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
¾ ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;
¾ ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;
¾ ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.