При отборе литературы для детей дошкольного возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.
К психологическим принципам относятся:
¾ учет возрастных особенностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
¾ доступность литературного произведения;
¾ учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.
Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения.
К педагогическим принципам относятся:
¾ доступность;
¾ наглядность;
¾ занимательность, динамичность сюжета;
¾ воспитательная ценность произведений.
Доступность – это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка. Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге.
|
|
Занимательность и динамичность сюжета. Динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным.
Воспитательная ценность произведения – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Литературный материал для чтения детям должен быть высокохудожественным, тогда воспитательное воздействие произведения будет более действенным и результативным.
К литературоведческим принципам относятся:
¾ наличие в книгах для детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма;
¾ наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература;
¾ разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, пестушки, небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы).
Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.
Историко-литературные принципы. Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор.
|
|
Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены темы:
¾ тема детской игры игрушки;
¾ тема природы, животного мира, тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе;
¾ тема семьи, долга перед родителями, родственниками;
¾ тема детства; тема чести и долга;
¾ тема войны;
¾ историческая тема и многие другие.
Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
При формировании круга детского чтения воспитателям и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей. Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение её с непосредственным интересом и увлечением.