Методика заучивания стихотворения в детском саду

 

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.

Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Проанализируем методику заучивания стихотворения в детском саду.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.

Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.

Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.

Затем стихотворение читают дети.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором, только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.

По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения детьми, которые быстро запоминают.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

¾ игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

¾ досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

¾ частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие;

¾ драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

¾ воспроизведение игровых стихов методом игры.

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

¾ образец выразительного чтения;

¾ пример выразительного чтения ребенка;

¾ оценка чтения;

¾ подсказ нужной интонации;

¾ напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;

¾ объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;

¾ характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: