Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Проанализируем методику заучивания стихотворения в детском саду.
|
|
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.
Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.
Затем стихотворение читают дети.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором, только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
|
|
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения детьми, которые быстро запоминают.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
¾ игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
¾ досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
¾ частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие;
¾ драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
¾ воспроизведение игровых стихов методом игры.
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
¾ образец выразительного чтения;
¾ пример выразительного чтения ребенка;
¾ оценка чтения;
¾ подсказ нужной интонации;
¾ напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
¾ объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
¾ характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.