Современные подходы к определению понятия интеллект

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

Разные авторы по-разному определя­ют этот конструкт. Так, Д. Векслер (1939) определяет его следующим образом: интеллект есть сложная общая спо­собность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и взаимодействовать эффективно с окруже­нием. Д. П. Дас (1973) понимает интеллект как способ­ность планировать и структурировать собственное поведе­ние с перспективой на конечную цель. А. Анастази (1974) трактует интеллект как комплекс способностей, необхо­димых для выживания и достижения успехов в определен­ной культуре. Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект — это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре.

На современном этапе можно выделить следующие подходы к пониманию феномена интеллекта:

Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.

Интеллект – это обобщенная способность к обучению.

Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.

Рассмотрим эти определения поподробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг. Данная точка зрения свидетельствует об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Определяя интеллект подобным образом, исследователи стремились выразить то, что речь идет не об интеллекте в обычном значении этого слова, а интеллекте, определенном на основе успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни.

Наиболее очевидным, а поэтому и имеющим давние традиции, является понимание интеллекта как способности к обучению. Однако, понимая интеллект как способность к обучению, мы, желаем того или нет, «привязываем» его к задачам только лишь одного вида деятельности. В нашей культуре интеллект традиционно связывался со школьным обучением. Во многих работах показано, что данные, полученные с помощью тестов интеллекта, значимо коррелируют с успешностью обучения в начальных классах, а потом несколько снижается. Но оценки успеваемости отражают не процесс обучения, а его результат, сами же корреляции объясняются тем, что большинство тестов интеллекта измеряют, насколько присущи индивиду интеллектуальные навыки, которыми овладевают в школе. Но ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности предсказать, как человек будет справляться со многими жизненными ситуациями.

Представление об интеллекте как способности к абстрактному мышлению, эффективному использованию схем и символов в конечном счете также сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений.

Определение интеллекта через приспособительную деятельность находит все больше сторонников. Ряд исследователей (Пиаже, Вернон и т.д.) отмечают, что интеллект соответствует общему уровню сложности и гибкости в схемах поведения личности, последовательно сформировавшихся в течение ее жизни. Невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. С позиций отечественной психологии это взаимодействие рассматривается как активное, действенное, а не просто приспособление, адаптация. «Понятие такого рода, как интеллект, раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью» (С.Л. Рубинштейн, 1940).

Следовательно, существенная особенность интеллекта состоит в том, что он является суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момента его рождения. Мы можем оценить только то, чего достиг человек в данной культуре на момент тестирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем. Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, способности к абстрактному мышлению и т.д.

Интеллект - относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

Обсуждаемые подходы к пониманию интеллекта – теоретические конструкты, имеющие обобщенный характер. Нас же, прежде всего, интересует интеллект измеренный, выраженный с помощью определенных количественных показателей.

Тесты для измерения интеллекта, их виды

Строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных способностей не существует. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной литературе используются следующие термины: наиболее обобщенный и часто употребляемый – «тесты интеллекта» или его несколько устаревший вариант – «умственные тесты». Наряду с ними встречаем такие термины, как «тесты специальных способностей», «тесты общего интеллекта» или в качестве синонима «тесты общих способностей».

Исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности, и сегодня вряд ли есть необходимость в новых классификациях, несмотря на все чаще употребляемый для обозначения тех и других термин «когнитивные тесты».

В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на:

- вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена);

- индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые (например, американский тест Альфа).

Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяют тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Коэффициент интеллекта(англ. - Intelligence Quotient, IQ) - количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие IQ введено в 1912 году В.Штерном. Формула IQ имеет следующий вид:

IQ =     Умственный возраст      х 100 %

           Хронологический возраст

«Умственный возраст» - это показатель испытуемого, соотнесенный с возрастными нормами по данному интеллектуальному тесту. Значения IQ, соответствующие различным уровням интеллектуального развития, предложены Д.Векслером в качестве эталона для интерпретации результатов:

IQ<69 соответствует различным степеням умственной отсталости (присутствует у 2,2% населения в возрасте от 16 до 64 лет);

70<IQ<79 - "пограничный уровень" (присутствует у 6,7%);

80<IQ<89 - сниженная норма (присутствует у 16,11%);

90<IQ<109 - психическая норма (присутствует у 50,1%);

110<IQ<119 -"хорошая норма" (присутствует у 16,1%);

IQ>120 - высокий уровень интеллектуального развития (присутствует у 8,9%).

Из приведенных цифр видно, что средним уровнем интеллекта является значение от 90 до 110. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Специалисты с высоким показателем IQ более гибкие, обучаемые, адаптированные, лучше аргументируют свою точку зрения и обосновывают свою позицию.

При разработке методик для подбора сотрудника на должность, связанную с интенсивной обработкой информации и принятием решений (например, руководящие должности от рядового до топ-менеджера, руководители групп, кадровый резерв для руководящего состава), нелишним будет проверить уровень интеллекта у кандидатов.

Стоит отметить, что уровень интеллекта не является константой и со временем может изменяться. Его можно повысить, т. е. увеличить количество информации, которую человек способен обработать и получить при этом результативное решения. Как правило, для развития интеллекта используются обучение, тренинги, чтение книг, научных статей и др.

Таблица 1. Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей

Достоинства Недостатки
Простота применения

Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет пла­нирование коррекционно-развиващей работы

Легкость обработки  
Наглядность представления результатов  
Высокие показатели надежности  
Минимальное влияние психодиагно­ста на результат обследования  

 

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта — перевод получаемой объективной диагности­ческой информации на язык потребителя. Без этого полу­ченная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей:

а) профессионалов;

б) административно-управленческого персонала;

в) консультируемого (клиента).

Таблица 2. Тесты общих интеллектуальных способностей

Название теста Аннотация
Шкалы измерения интеллекта Векслера Существующие формы (модификации) — шкала интеллекта для детей 6—15 лет 11 месяцев, шкала интеллекта для взрослых 16—64 лет, шкала интеллекта для детей 4—6,5 лет Теоретическое основание — при конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта: Шкалы — 11 субтестов: 6 вербальных (осведомленность, понятливость, арифметический суб­тест, сходство, повторение цифр, словарный субтест) и 5 невербальных (шифровка цифр, не­достающие детали, кубики Косса, последовательные картинки, составление фигур). Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных суб­тестов 2) перевод «сырых показателей» в стандартные 3) графическое отображение полученных данных
Тест структуры интеллекта Амтхауэра Существующие формы (модификации) — предназначен для измерения структуры интел­лекта лиц в возрасте от 13 до 61 года; имеет три параллельные формы(А, В, С), модифика­ция 1ST 70 — четыре формы (Al, B2, СЗ, D4) Теоретическое основание — концепция, рассматривающая интеллект как специализиро­ванную подструктуру в целостной структуре личности Шкалы — 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классифика­ция, устный счет, ряды чисел, выбор фигур, кубики, память. Исследование речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных пред­ставлений, функций памяти Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждому субтесту 2) сравнение со статистической нормой или социально-психологическим критерием 3) графическое отображение полученных данных
  Прогрессив­ные матрицы Равена Существующие формы (модификации) — черно-белый вариант для детей 8—14 лет и взрос­лых 20—65 лет, цветной вариант для детей 5—11 лет и свыше 65 лет.   Теоретическое основание — теория неогенеза С. Спирмена, развиваемая гештальтпсихологией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами.   Шкалы — 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов.   Процедура обработки:   1) подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям (индекс интеллектуальной силы, умственной производительности) 2) полученный показатель сравнивается со среднестатистическим, учитывается разница между результатами, полученными в каждой серии и контрольными 3) суммарный показатель по специальной таблице переводится в % 4) перевод полученного суммарного балла в интеллектуальный коэффициент (IQ) Количество вопросов (заданий) — 60 таблиц

 

Рассмотрим более подробно тест структуры интеллекта (ТСИ) Амтхауэра. Тест структуры интеллекта был разработан в 1953 году для задач профессионального отбора и профориентации. Тест позволяет получить полное представление об интеллекте человека. Тест предназначен для оценки не только общего уровня развития интеллекта, но и отдельных его компонентов: вербального, числового и пространственного мышления, логических способностей, внимания, памяти, объема знаний. Тест состоит из девяти подтестов, направленных на изучение основных компонентов вербального и невербального интеллекта: лексический запас, общая осведомленность, способность к абстракции, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному хранению информации.

Результаты, полученные с помощью теста Р. Амтауэра, позволяют:

- прогнозировать успешность учебной деятельности;

- помочь с выбором профессии, выбором уровня обучения;

- прогнозировать успех профессиональной деятельности, в том числе профессий, требующих специальных интеллектуальных навыков.

Данная методика используется для диагностики уровня интеллекта и особенностей его структуры, позволяет судить о развитии общих и специальных способностей, ведущей направленности мышления и их соответствии требованиям той или иной профессиональной деятельности для лиц в возрасте от 13 до 61 года, но преимущественно до 35-40 лет.

Описание субтестов:

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.

Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.

Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана.

Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

Р. Амтхауэра. Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

По результатам тестирования строится график, или «профиль», структуры интеллекта.

Рис. 1. «Профиль» структуры интеллекта

Затем, сравнивая значения отклонений на примере с различными профессиональными группами, находим профиль для группы подходящих специальностей (например, административные работники). Проведя сравнения по всем группам заданий, мы можем дать совет испытуемому искать применение своим способностям (в данном случае) в административно-управленческой сфере (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение профиля обследуемого с подходящими профилями профессиональной группы

Факторы, влияющие на интеллект

Влияние на интеллект наследственности и среды. Насколько природа ограничивает индивидуальное развитие интеллекта, каково влияние среды? Является ли наследственность той глухой стеной, за которую не проникают социальные воздействия? А может быть развитие интеллекта осуществляется под непосредственным воздействием среды? Обратимся к исследованиям.

Теория генетической обусловленности интеллекта наиболее давняя. В своей современной формулировке теория наследственной детерминации интеллекта утверждает, что примерно 80 % вариаций в количественных показателях способностей (IQ) следует отнести за счет генетических различий между людьми. Высказываются и более умеренные взгляды, согласно которым влиянием наследственности объясняется от 25 до 65 % индивидуальных различий в интеллекте. Генетики установили, что интеллект передается X хромосомой у мальчиков, т.е. от мамы.

Для исследований данного направления использовались исследования поколений и близнецовый метод, а также сравнение родных и приемных детей. Результаты многочисленных исследований показывают, что одинаковые гены дают высокое сходство по интеллекту даже в том случае, когда среда была разной. В своей книге "Наследственный гений" Френсис Гальтон высказал мысль о том, что у выдающихся отцов - выдающиеся сыновья. С. Дженкс, изучив основные исследования, приходит к выводу, что средняя величина коэффициента корреляции интеллекта биологических родителей с их детьми составляет 0,55. По отношению к приемным детям этот показатель снижается до 0,28.

Второй тип исследований - близнецовый. Показатели тестов интеллекта у монозиготных близнецов более сходны друг с другом, нежели дизиготных близнецов. Гальтон изучал моно и дизиготных близнецов. Корреляция у моно 0,94 - 0, 76, а у дизиготных лишь 0,46 - 0,44.

В большем количестве зарубежных исследований обнаруживается большая генетическая обусловленность именно вербальных тестов интеллекта.

Третий тип исследований — изучение монозиготных близнецов, воспитывающихся раздельно. Несмотря на воспитание в разных условиях степень интеллектуального подобия очень велика.

Поиск причин индивидуальных различий в интеллекте не ограничивается изучением влияния генетического фактора. Кратко остановимся на значении биологической среды.

Интеллект и биологическая среда.

Довольно расплывчатое понятие «биологическая среда», используемое в зарубежных работах, объединяет значительное количество разнообразных переменных, большая часто которых характеризует особенности беременности, родов и неонатального периода.

Наиболее представительным исследованием, посвященным изучению факторов биологической среды, является работа Бромана, обследовавшего со своими коллегами, 53043 женщины в разных клиниках США.

Прежде всего, обнаруживается очевидная связь социально-экономических параметров с интеллектом. И делается вывод, что особенности беременности, родов и неонатальные характеристики не имеют сколь-нибудь существенного значения для объяснения индивидуальных различий в интеллекте. В отечественной психологии известна работа П.П. Блонского (1929), изучавшего связь IQ младших школьников с легкостью или трудностью родов. Результаты его показали, что так называемые трудные роды не оказывают неблагоприятного влияния на последующее интеллектуальное развитие детей.

Вполне естественно, что многими исследователями неоднократно задавался вопрос о различиях в интеллекте между мужчинами и женщинами.

Интеллект и половые различия.

Обследование детей разного пола показало, что на ранних этапах развития, примерно до 7 лет, девочки в своем интеллектуальном развитии обычно опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые женщины, и мужчины не отличаются но усредненным показателям интеллектуального развития. В то же время имеются данные о том, что среди мужчин больше как тех, кто имеет высокий интеллект, так и тех, чьи       показатель IQ которых приближается к умственной отсталости.

Результаты психометрических исследований показывают также, что у женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин зрительно­пространственный.

В целом нужно признать, что пол не оказывает значимого влияния на уровень интеллекта, измеряемого с помощью распространенных стандартизированных тестов интеллекта.

Интеллект и питание.

Многие из авторов исследований 1980-1990-х гг. стремились изучить влияние на интеллектуальное развитие детей особенностей их питания. К одним из наиболее известных относится исследование Шоенталера, который изучал на протяжении нескольких лет изменения результатов выполнения теста на интеллект в зависимости от условий питания школьников Нью-Йорка. В ходе исследования из пищи детей постепенно устраняли синтетические красители и вкусовые добавки, а также некоторые консерванты. В то же время из питания, также постепенно, исключали продукты, содержащие сахарозу. Авторы отмечают, что в любом из известных исследований наблюдался прирост невербального интеллекта при нормализации уровня витаминов и минералов в пище детей и подростков.

Основные выводы:

1.  Неадекватные уровни минералов и витаминов в крови приводят к снижению IQ детей ниже оптимального уровня.

2.  Добавление в стандартную детскую диету витаминов и минералов может привести к значительному подъему невербального IQ.

3.  Этот эффект подъема касается только текучего интеллекта и не относится к кристаллизованному.

4.  Чем младше ребенок, тем больше наблюдаемый эффект. Меньший эффект наблюдается у подростков.

5.  Подъем IQ не наблюдается у детей с адекватным уровнем в крови минералов и витаминов.

Рассмотренные исследования подтверждают значимость ранней жизненной стимуляции для психического развития детей.

Резкое ухудшение питания матери как во время беременности, так и в первые месяцы после рождения может повлечь за собой снижение интеллектуального уровня ребенка, имеющие, скорее всего, обратимый характер.

Интеллект и социокультурная среда.

Исследования, обращенные к изучению влияния социокультурных факторов, показывают их определяющее значение в формировании интеллекта. Коэффициент интеллекта не предопределен от рождения и существенно изменяется в зависимости от социальных, культурных условий. Существенная зависимость интеллекта от образования. При этом особенно заметные изменения происходят в развитии вербального интеллекта, наиболее чувствительному к обучению.

IQ связан не только с образованием, но и зависит от условий, в которых происходит его получение. Сравнение результатов обследования учащихся, которые обучались в школах, отличавшихся по уровню преподавания и развития материально-технической базы, показало значительное влияние этих факторов на интеллектуальные достижения.

В свою очередь уровень образования отца и матери, как отмечают многие исследователи, - одни из наиболее прогностических показателей для развития интеллекта ребенка.

Очень важно помнить, что измерение интеллекта изначально соотнесено с культурой. Тесты для измерения интеллекта создаются не в вакууме, а вполне в определенных социальных условиях. В них учитываются нормы, стандарты поведения и мышления, присущие данной культуре.

Как конструирование тестов интеллекта, так и их применение преследуют цель, выявления соответствия индивидуальных показателей некоторому, определяемому общественными требованиями, эталону «нормального» психического развития. В свою очередь различия в IQ будут зависеть, прежде всего, от возможности приобщения индивидуума к культуре общества, а в этом решающая роль принадлежит образованию.

Различия в интеллекте, обусловленные возрастом.

Анализ причин индивидуальных различий в интеллекте будет неполным, если не упомянуть о тех изменениях, которые происходят с возрастом.

Раньше считалось, что снижение интеллекта начинается на рубеже 30-40 лет. В современных тестах стандартное IQ определяется путем соотнесения показателя испытуемого с нормой его возрастной группы. Поэтому если индивидуальное возрастное снижение соответствует нормативному – показатель IQ будет постоянным. Интеллект молодых несравним с интеллектом людей более старшего поколения – таков результат исследования на основе поперечных срезов (одновременное обследование разных возрастных групп). Но здесь собственно возрастные различия наслаиваются на различия между поколениями. Лонгитюдные исследования более надежны. А. Анастази считает, что снижение интеллекта, формально связанное с возрастом, в действительности есть результат различий между поколениями или сообществами людей». Реальное же снижение способностей происходит уже после того, как возраст человека значительно превысил 60 лет, и гораздо сильнее связан с состоянием здоровья конкретного человека, нежели с его хронологическим возрастом.

М. Додонов полагает, что снижение способности к накоплению информации и оперированию ею у пожилого «компенсируется, а иногда и сверхкомпенсируется продолжающимся обогащением идеальных содержаний его мировоззрения, направленности характера и «Я»-системы», что позволяет рассматривать действительность с новых, оригинальных точек зрения. С возрастом особенно ярко проявляется взаимосвязь интеллекта и личности.

Балтес с коллегами полагает, что с возрастом большее значение приобретают повседневные интеллектуальные способности и кристаллизованный интеллект (культурнообусловленный), меньшее значение - текучий интеллект (биологическая составляющая интеллекта).

Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения.

Идея о том, что очередность рождения имеет связь с разными психологическими характеристиками, была высказана Ф. Гальтоном в его книге «Английские люди науки. Их природа и питание». Гальтон устанавливает, что выдающиеся люди британской науки очень часто являются перворожденными в семье. Одно из известных предположений, сыгравших определенную роль в теории личности, разработанной А. Адлером, - положение о «сохранении традиций». Согласно этой гипотезе, перворожденный ребенок более пригоден, чем дитя, появившееся позднее, принять традиционные семейные ориентации.

У детей из многодетных семей обычно отмечаются более низкие показатели по тестам интеллекта, чем у детей из малочисленных семей. В семьях с одинаковой численностью детей родившиеся раньше имеют более высокий уровень интеллекта по сравнению с рожденными позднее.

Но исследователи отмечают, что эти данные не могут быть поняты вне социального, средового «контекста», обусловливающего особенности развития ребенка.

Приведенный анализ исследований по изучению влияния генетических и социальных факторов на уровень интеллектуального развития свидетельствуют об определяющем значении последних. Нельзя умалять и роль природных данных человека, дифференциальных особенностей, независимых от опыта, степени приобщенности к культуре

Интеллект и личность.

Взаимосвязь личностных и интеллектуальных факторов подчеркивалась многими исследователями. Бине считал, что интеллект проявляется во всех формах человеческого поведения. Спирмен выделил характерологические факторы, определяющие своеобразие интеллекта - упорство, воля. В ходе дальнейших исследований были выявлены связи интеллекта с «находчивостью и самоуверенностью», «настойчивостью и добросовестностью», параметрами экстраверсии и интроверсии и нейротизма и других личностных особенностей. У оптимистов успешнее вербальные задания, у пессимистов - невербальные.

Таким образом, одним из важнейших вопросов, обсуждаемых уже многие десятилетия, является определение роли наследственности и среды в развитии и формировании интеллекта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: