Существующие методики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

  Формирование основных движений и двигательныхкачеств — одна из основных задач физической культуры детей с нарушением слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Л.В.Шапкова (2004) обучение развитию двигательных качеств условно разделяет на три этапа.          

Первый этап обучения - создание у детей общего представления об изучаемых движениях, а также об их связи с ранее изученными упражнениями на занятиях физической культуры.

Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки с технической точки зрения.

Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.

На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие двигательных качеств. При этом необходимо применять следующие педагогические методы: практические, наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль данных групп методов велика и на каждом этапе будет своя.

Так, на начальном этапе развития двигательных качеств в большей степени используются наглядные и словесные методы.            

Без предварительного создания у детей образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для детей с нарушением слуха при развитии двигательных качеств наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения.

После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Детям предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином.

Таким образом, в результате использования методов наглядной информации (показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается наиболее полно и технически правильно развить то или иное двигательное качество. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений на развитие двигательных качеств, повышает интерес к занятиям физической культурой.

Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости речевого «обеспечения» занятий физической культуры. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих и слабослышащих дошкольников, Н.Г. Байкина (1991) отмечает, что глухим и слабослышащим мало известны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим детям в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения.

Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.

Использование данных приемов обучения позволяет задавать необходимый темп движений, а также значительно повысить моторную плотность занятия.        

В группе детей с нарушениями слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.

В.В. Вербина (2011) в своей работе отмечает, что полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности. Главным условием эффективного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является учет основного и сопутствующих заболеваний. Начало формы

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха (Н.Г. Байкина, 1991).

По мнению Л.А. Добрыниной (2002), в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений в развитии, которые и определяют специфику учебно-воспитательной работы со слабослышащими дошкольниками.

Двигательные качества являются показателями различных двигательных способностей или возможностей человека. Развитие двигательных функций у людей разного возраста может происходить непрерывно, но не равномерно. В дошкольном возрасте двигательные качества могут развиваться очень интенсивно. С помощью физических упражнений и игр можно активно влиять на процесс возрастного развития двигательных качеств, исправлять отклонения от нормального хода этого развития.

В каждом возрасте следует уделять одинаковое внимание воспитанию таких важных двигательных качеств как ловкость, сила, выносливость.

Л.А.Добрынина (2002) считает, что координационные способности, в том числе и ловкость проявляется в способности овладевать новыми движения, создавать динамические стереотипы и в скорости перестройки их в соответствии от изменения обстоятельств. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Для оценки ловкости учитывают время, необходимое для овладения сложными движениями, а также степень подготовки, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

Ловкость развивается у детей довольно медленно. В дошкольном возрасте необходимо создавать условия для дальнейшего развития ловкости. Детям этого возраста рекомендуется выполнять физические упражнения для развития координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и расслабления мышц), а также чувство времени и пространства. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуются точность, скорость и координация движений. Для развития ловкости полезны упражнения по гимнастике (без предметов, с предметами, на приборах), акробатике (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами (передачи, опрокидывания, ловля и др.). Необходимо развивать навыки точных движений. Этому способствуют такие упражнения, как метание в цель, упражнения с малыми мячами (удары в пол, удары в стену, подбрасывание и ловля мяча с разными дополнительными движениями), разнообразные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палками, обручами, кубиками и т. д. Эти упражнения в дальнейшем способствуют лучшему овладению техникой письма, рисования.

В.В. Вербина (2011) разработала методику адаптивного физического воспитания для детей с нарушением слуха на развитие координационных способностей. В данную методику вошли элементы фитбол-гимнастики, «малой» акробатики и артикуляционной гимнастики. Все упражнения были подобраны в соответствии с возрастными и двигательными особенностями детей, которые способствуют тренировке вестибулярного аппарата и формированию координационных способностей. Основными компонентами методики являются: «Упражнение» - состоит из общеразвивающих упражнений, основных двигательных действий, упражнений на развитие двигательных качеств, упражнений фитбол - гимнастики и «малой» акробатики; компонент «Слово» включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику, компонент «Игра», так как игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, то с помощью ее у детей формируется способность к осмысленному практическому применению двигательных образцов.  

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статической позе с возрастом улучшается.  

Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния детей дошкольного возраста с нарушением слуха выявили значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей. Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков.  

Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышения уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос») (Л.В. Шапкова, 2002). 

Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у детей с нарушением слуха происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей - с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Методика скоростно-силовой направленности образовательного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушений слуховой функции. Сначала звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы - игровой и соревновательный - включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.

По мнению Л.А. Головчиц (2001), каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю (в зависимости от возраста) два отводятся развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно - коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.

А.А. Дмитриев (2002) утверждает, что быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). 

Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартном оборудовании - дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние. Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиками из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений. Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.

Важнейшим показателем физического развития, по мнению А.А. Дмитриева (2002), является обретение физической силы мышц. Упражнения для развития силы у детей должны быть в основном динамическими. При развитии силы нагрузки не должны быть предельными. Силовые упражнения для детей не должны также вызывать долговременного напряжения. Мышцы детей имеют тонкие мышечные волокна, поэтому развивать их нужно разносторонне и постепенно. Например, сжимание экспандера руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание ногами вверх сидя и лежа.

Одновременно с воспитанием силы необходимо развивать у детей способность расслаблять мышцы после их напряжения. Например, приподнять плечи, расслабить и уронить их; лечь на живот: напрягаясь, прогнуться, стараясь приподнять колени, плечи и голову. Расслабляясь, принять исходное положение. Эластичность мышечно-соединительного аппарата и способность к свободному расслаблению позволяет увеличивать амплитуду движений, что дает увеличение не только в силе, но и в ловкости движений.

Гибкость и подвижность в суставах помогают избегать травм опорно-двигательного аппарата. В этих целях рекомендуется использовать различные упражнения на растягивание, которые положительно действуют на мышцы, связки и суставные сумки. Например, из положения стоя (сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать, то же с отягощением; в различных положениях выпада (вперед, назад, в сторону) растягивание в коленных и тазобедренных суставах. То же с отягощением.  

Выносливость - это способность организма противостоять усталости и способность к долгосрочной подвижной деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость воспитывается путем применения физических упражнений и игр.  В процессе таких занятий, по мнению Р.Д.Бабенковой (1973), организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию усталости, которая обусловлена ​​увеличением объема работы и, как результат, повышается способность выполнять то или иное движение дольше, а также образуется способность быстро восстанавливать силы после физической нагрузки. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.  

 Характер и общий объем нагрузки при упражнениях, направленных на развитие выносливости, должен определяться с учетом возраста и физической подготовки каждого конкретного ребенка.

Е.А.Петров и В.И. Павлухина (2008) считают, что рекреационный туризм является эффективным средством в борьбе с гиподинамией и позволяет формировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой.   

Таким образом, положительный эффект методики развития двигательных качеств дошкольников с нарушением слуха возможен лишь при постепенном, систематичном, комплексном применении физических упражнений, при правильно построенных занятиях по физической культуре, которые могут компенсировать недостатки в физическом развитии и двигательной сферы детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: