Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию

 со школьниками, имеющими нарушение слуха

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, обучаются в соответствии со специальными стандартами.

В нормативно-правовых и официальных документах школы называются по их видовому порядковому номеру, чтобы исключить «диагнозную» терминологию (раньше было: школа для умственно отсталых, для глухих).

Дети с нарушением слуха получают образование в следующих учреждениях:

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида (школа-интернат для глухих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение 2 вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей).

Характерные нарушения глухих и слабослышащих школьников:

- задержка моторного развития;

- задержка психического развития;

- нарушение речи;

- нарушение памяти, внимания и мышления;

- нарушение общения;

- нарушение реагирующей способности;

- нарушение пространственно-временной ориентировки;

- нарушение осанки;

- заболевания дыхательной системы;

- вегетативно-соматические расстройства;

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- искажение звукового состава слов;

- грубое нарушение грамматических связей между словами;

- ограниченность словарного запаса;

- трудности при формировании понятий;

- обобщение по случайному признаку, а не по общей видовой принадлежности.

Двигательные нарушения:

- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения статического и динамического равновесия;

- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;

- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости);

- замедленная скорость обратной реакции.

Задачи физического воспитания в школе:

Общие задачи:

- воспитание гармонически развитой личности;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- воспитание жизненно необходимых навыков и умений;

- развитие физических качеств.

Коррекционные задачи:

- охрана остаточного слуха;

- коррекция недостатка физического развития, обусловленного нарушением слуха;

- развитие сохранных анализаторов (зрение, обоняние, осязание, вибрационные ощущения);

- накопление словарного запаса;

- активизация функций ССС и дыхательной системы;

- улучшение и укрепление функций опорно-двигательного аппарата;

- коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;

- развитие навыков в познавательной деятельности.

Основная форма занятий – урок. Схема урока общепринятая.

Подготовительная часть: необходимо сосредоточить внимание учеников на решении основных задач, новый учебный материал можно записывать на доске. Первые упражнения должны быть легкими по нагрузке: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте.

Основная часть: освоение и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств. В начале основной части урока осваиваются сложные двигательные действия, закрепляется ранее пройденный материал.   

Для развития быстроты и скорости применяют рывки на короткие дистанции, бег с ускорением, высоким подниманием бедра, комбинированные эстафеты, игры с передвижением, прыжками, переносом набивных мячей.

Для развития скоростно-силовых способностей: упражнения с набивными мячами (1-2 кг): подбрасывание вверх, броски, передачи, прыжки с продвижением на одной ноге, на двух ногах, прыжки через набивные мячи.

Для развития равновесия: статические и динамические упражнения: ходьба по скамейке, бревну, ленточке, ходьба на носках, левым и правым боком, стойки на одной ноге, на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами.

Заключительная часть: подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, дыхательные упражнения. 

Методы:

- игровой;

- соревновательный;

- повторный;

- круговой;

- переменный;

- интервальный.

Способы и приемы общения:

- системы специальных жестов;

- указания с помощью дактильной речи;

- указания с помощью карточек и картинок;

- мимика и артикуляция преподавателя.

Требования к уроку:

1. Общие требования:

- знать основные и сопутствующие заболевания у учащихся;

- щадящая физическая нагрузка;

- ознакомиться с рекомендациями врачей;

- знать состояние опорно-двигательного аппарата;

- знать состояние нервной системы;

- определить уровень физической подготовленности учащихся.

2. Специальные требования:

- учебный материал должен соответствовать психическому и физическому развитию ребенка;

- упражнения с изменением положения головы в пространстве следует выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения на статическое и динамическое равновесие следует усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;

- упражнений с закрытыми глазами следует выполнять только после освоения их с открытыми;

 - активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;

- знакомить с инвентарем, который используют на уроке.

3. Организационно-методические требования:

- постоянно разговаривать с учащимися, комментировать вслух свои и их действия;

- на индивидуальных занятиях педагогу следует располагаться чуть сбоку и сзади ученика, чтобы его губы были на расстоянии 10-20 см от лучше слышащего уха. Необходимо говорить чуть громче, но не кричать, т.к. ребенок воспринимает речь не только на слух, но и потому, что чувствует воздух от голоса и вибрацию;

- учитель должен общаться с учениками так, чтобы они видели его лицо (мимика и движения губ помогают понять слова)4

- приближаясь к ребенку и касаясь его, сначала необходимо сделать так, чтобы он вас увидел, он не слышит вашего приближения, и прикосновение может испугать его;

- говорить нужно медленно, отчетливо произнося слова;

- при развитии навыков нужно ориентироваться на те навыки, которыми овладевает в том же возрасте нормально слышащий ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: