со школьниками, имеющими нарушение слуха
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, обучаются в соответствии со специальными стандартами.
В нормативно-правовых и официальных документах школы называются по их видовому порядковому номеру, чтобы исключить «диагнозную» терминологию (раньше было: школа для умственно отсталых, для глухих).
Дети с нарушением слуха получают образование в следующих учреждениях:
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида (школа-интернат для глухих детей);
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение 2 вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей).
Характерные нарушения глухих и слабослышащих школьников:
- задержка моторного развития;
- задержка психического развития;
- нарушение речи;
- нарушение памяти, внимания и мышления;
- нарушение общения;
- нарушение реагирующей способности;
- нарушение пространственно-временной ориентировки;
- нарушение осанки;
- заболевания дыхательной системы;
- вегетативно-соматические расстройства;
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- искажение звукового состава слов;
- грубое нарушение грамматических связей между словами;
- ограниченность словарного запаса;
- трудности при формировании понятий;
- обобщение по случайному признаку, а не по общей видовой принадлежности.
Двигательные нарушения:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения статического и динамического равновесия;
- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;
- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости);
- замедленная скорость обратной реакции.
Задачи физического воспитания в школе:
Общие задачи:
- воспитание гармонически развитой личности;
- укрепление здоровья;
- воспитание волевых качеств;
- воспитание жизненно необходимых навыков и умений;
- развитие физических качеств.
Коррекционные задачи:
- охрана остаточного слуха;
- коррекция недостатка физического развития, обусловленного нарушением слуха;
- развитие сохранных анализаторов (зрение, обоняние, осязание, вибрационные ощущения);
- накопление словарного запаса;
- активизация функций ССС и дыхательной системы;
- улучшение и укрепление функций опорно-двигательного аппарата;
- коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;
- развитие навыков в познавательной деятельности.
Основная форма занятий – урок. Схема урока общепринятая.
Подготовительная часть: необходимо сосредоточить внимание учеников на решении основных задач, новый учебный материал можно записывать на доске. Первые упражнения должны быть легкими по нагрузке: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте.
Основная часть: освоение и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств. В начале основной части урока осваиваются сложные двигательные действия, закрепляется ранее пройденный материал.
Для развития быстроты и скорости применяют рывки на короткие дистанции, бег с ускорением, высоким подниманием бедра, комбинированные эстафеты, игры с передвижением, прыжками, переносом набивных мячей.
Для развития скоростно-силовых способностей: упражнения с набивными мячами (1-2 кг): подбрасывание вверх, броски, передачи, прыжки с продвижением на одной ноге, на двух ногах, прыжки через набивные мячи.
Для развития равновесия: статические и динамические упражнения: ходьба по скамейке, бревну, ленточке, ходьба на носках, левым и правым боком, стойки на одной ноге, на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами.
Заключительная часть: подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, дыхательные упражнения.
Методы:
- игровой;
- соревновательный;
- повторный;
- круговой;
- переменный;
- интервальный.
Способы и приемы общения:
- системы специальных жестов;
- указания с помощью дактильной речи;
- указания с помощью карточек и картинок;
- мимика и артикуляция преподавателя.
Требования к уроку:
1. Общие требования:
- знать основные и сопутствующие заболевания у учащихся;
- щадящая физическая нагрузка;
- ознакомиться с рекомендациями врачей;
- знать состояние опорно-двигательного аппарата;
- знать состояние нервной системы;
- определить уровень физической подготовленности учащихся.
2. Специальные требования:
- учебный материал должен соответствовать психическому и физическому развитию ребенка;
- упражнения с изменением положения головы в пространстве следует выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
- упражнения на статическое и динамическое равновесие следует усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
- упражнений с закрытыми глазами следует выполнять только после освоения их с открытыми;
- активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;
- знакомить с инвентарем, который используют на уроке.
3. Организационно-методические требования:
- постоянно разговаривать с учащимися, комментировать вслух свои и их действия;
- на индивидуальных занятиях педагогу следует располагаться чуть сбоку и сзади ученика, чтобы его губы были на расстоянии 10-20 см от лучше слышащего уха. Необходимо говорить чуть громче, но не кричать, т.к. ребенок воспринимает речь не только на слух, но и потому, что чувствует воздух от голоса и вибрацию;
- учитель должен общаться с учениками так, чтобы они видели его лицо (мимика и движения губ помогают понять слова)4
- приближаясь к ребенку и касаясь его, сначала необходимо сделать так, чтобы он вас увидел, он не слышит вашего приближения, и прикосновение может испугать его;
- говорить нужно медленно, отчетливо произнося слова;
- при развитии навыков нужно ориентироваться на те навыки, которыми овладевает в том же возрасте нормально слышащий ребенок.