Восприятие и ощущения

Зрительное восприятия имеет немалое значение для компенсации нарушения слуха. Состояние зрительного восприятия у глухих без речи хуже или ниже, чем у нормально слышащих. Однако возникают сложности при восприятии глухими перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами, с трудом узнают предмет, частично перекрытый другим объектом, не всегда понимают изображение движения предметов – это проявляется при восприятии картин (Л.Д. Столяренко, 1999).                

Проблемы кинестетических ощущений и восприятия изучали                        Э.И. Леонгард и А.И. Венгер (В.И. Лубовский, 2005). Многие дети с недостатками слуха отличаются от нормально слышащих по развитию движений (уже на первом году жизни) в частности у 70% - отмечается задержка функций удержания головы и сидения. Для лиц с нарушением слуха характерно: некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация, задержка формирования моторики и артикуляционной моторики, снижена скорость выполнения движений, большое значение имеет повышенная вибрационная чувствительность.

В осязательном восприятии выделяют трудности восприятия объемных предметов (Т.Г. Богданова, 2002).

Таким образом, у лиц с нарушениями слуха отмечается недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне развития других.

Память

По мнению Н.В. Зверевой (2002), память у лиц с нарушениями слуха формируется специфически и имеет свои особенности: снижение уровня образной памяти, редко используют приемы опосредованного запоминания, образы памяти менее дифференцированы (могут спутать щетку с расческой), большие сложности со словесной памятью, редко используют словесные обозначения для запоминания свойств объектов, деформация образов памяти при сохранении.

Мышление

Наглядно - действенное мышление формируется в более старшем возрасте вследствие задержки речевого и сенсорного развития. В целом отмечается значительно больше трудностей, чем в развитии других познавательных процессов. Наглядно - образное мышление развивается по мере знакомства ребенка с предметами, их свойствами и отношениями. Понятийное мышление не формируется долгое время. Переход к словесно - логическому мышлению происходит примерно к 17 годам, а то и позже. Трудности с решением словесных задач, с умозаключениями.

Общение 

Вербальное общение не формируется или формируется со своими особенностями, но взамен формируются специфические формы общения, характерные для глухих и слабослышащих: дактильная речь и жестовая речь (специально обучают). Трудностей в организации общения между глухими обычно не возникает, но серьезные проблемы возникают в общении глухих и слышащих (Л.Д. Столяренко, 1999).         

Особенности личности и эмоционально - волевой сферы

На формирование личности и эмоционально - волевой сферы влияет ряд неблагоприятных факторов:

- нарушение словесного общения приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, упрощаются межличностные отношения;

- условия семейного воспитания (особенно на ранних этапах);

- большое значение имеет отсутствие или наличие слуха у родителей: родители глухие – эмоциональное состояние глухого ребенка в норме, родители слышащие – бедность эмоциональных проявлений (их меньше и они менее разнообразны), дети более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.              

По мнению Е.Г. Речицкой (2004), у глухих детей не всегда качественно формируются нравственно – моральные представления и возникают трудности адаптации в среде слышащих. Абсолютно комфортно дети чувствуют себя в среде детей с таким же недостатком: стремление к лидерству, борются за внимание.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующий вывод, что физическое и психическое развитие лиц с нарушениями слуха формируется специфично и имеют свои особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: