Зрительное восприятия имеет немалое значение для компенсации нарушения слуха. Состояние зрительного восприятия у глухих без речи хуже или ниже, чем у нормально слышащих. Однако возникают сложности при восприятии глухими перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами, с трудом узнают предмет, частично перекрытый другим объектом, не всегда понимают изображение движения предметов – это проявляется при восприятии картин (Л.Д. Столяренко, 1999).
Проблемы кинестетических ощущений и восприятия изучали Э.И. Леонгард и А.И. Венгер (В.И. Лубовский, 2005). Многие дети с недостатками слуха отличаются от нормально слышащих по развитию движений (уже на первом году жизни) в частности у 70% - отмечается задержка функций удержания головы и сидения. Для лиц с нарушением слуха характерно: некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация, задержка формирования моторики и артикуляционной моторики, снижена скорость выполнения движений, большое значение имеет повышенная вибрационная чувствительность.
|
|
В осязательном восприятии выделяют трудности восприятия объемных предметов (Т.Г. Богданова, 2002).
Таким образом, у лиц с нарушениями слуха отмечается недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне развития других.
Память
По мнению Н.В. Зверевой (2002), память у лиц с нарушениями слуха формируется специфически и имеет свои особенности: снижение уровня образной памяти, редко используют приемы опосредованного запоминания, образы памяти менее дифференцированы (могут спутать щетку с расческой), большие сложности со словесной памятью, редко используют словесные обозначения для запоминания свойств объектов, деформация образов памяти при сохранении.
Мышление
Наглядно - действенное мышление формируется в более старшем возрасте вследствие задержки речевого и сенсорного развития. В целом отмечается значительно больше трудностей, чем в развитии других познавательных процессов. Наглядно - образное мышление развивается по мере знакомства ребенка с предметами, их свойствами и отношениями. Понятийное мышление не формируется долгое время. Переход к словесно - логическому мышлению происходит примерно к 17 годам, а то и позже. Трудности с решением словесных задач, с умозаключениями.
Общение
Вербальное общение не формируется или формируется со своими особенностями, но взамен формируются специфические формы общения, характерные для глухих и слабослышащих: дактильная речь и жестовая речь (специально обучают). Трудностей в организации общения между глухими обычно не возникает, но серьезные проблемы возникают в общении глухих и слышащих (Л.Д. Столяренко, 1999).
|
|
Особенности личности и эмоционально - волевой сферы
На формирование личности и эмоционально - волевой сферы влияет ряд неблагоприятных факторов:
- нарушение словесного общения приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, упрощаются межличностные отношения;
- условия семейного воспитания (особенно на ранних этапах);
- большое значение имеет отсутствие или наличие слуха у родителей: родители глухие – эмоциональное состояние глухого ребенка в норме, родители слышащие – бедность эмоциональных проявлений (их меньше и они менее разнообразны), дети более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.
По мнению Е.Г. Речицкой (2004), у глухих детей не всегда качественно формируются нравственно – моральные представления и возникают трудности адаптации в среде слышащих. Абсолютно комфортно дети чувствуют себя в среде детей с таким же недостатком: стремление к лидерству, борются за внимание.
Обобщая выше изложенное, можно сделать следующий вывод, что физическое и психическое развитие лиц с нарушениями слуха формируется специфично и имеют свои особенности.