1. Требования к материально-технической базе практики
| Противопоказанными являются условия прохождения практики, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм инвалида и/или его потомство, и условия, воздействие которых создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:
• физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
• химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны); • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
• физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
• нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
Показанными условиями для прохождения практики инвалидов являются:
• оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;
• работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой;
• работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях - стоя или с возможностью ходьбы;
• рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;
• работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами);
• недопустимость работы с источниками локальной вибрации и шума
|
2. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе организации и проведения практики
| • предоставление возможности выполнения заданий практики при минимальном зрительном контроле или без него
• предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате, позволяющем переводить плоскопечатную информацию в аудиальную форму;
• возможность использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья студента;
• использование чёткого и увеличенного по размеру шрифта и графических объектов в предоставляемых материалах;
• озвучивание визуальной информации, представленной обучающимся в ходе практики;
• наличие подписей и описания у рисунков и иных графических объектов, что даёт возможность перевести письменный текст в аудиальный,
• минимизация внешнего шума и обеспечение спокойной аудиальной обстановки;
• возможность вести запись информации студентами в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте).
• минимизирование заданий, требующих активное использование зрительной памяти и зрительного внимания;
• применение поэтапной системы контроля, более частый контроль выполнения заданий.
|
3. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе организации и проведения практики
| Технологии озвучивания текста: о беспечиваются применением компьютерных программ, предоставляющих возможность озвучивать плоскопечатную информацию (программа «синтезатор речи», «программа экранного доступа для чтения с экрана», «программа оптического распознавания текста»). Основные функции программ речевого доступа: озвучивание информации, вводимой с клавиатуры; автоматическое озвучивание текстовой информации, выводимой на экран другими программами; чтение фрагментов экрана по командам пользователя; отслеживание изменений на экране и оповещение о них пользователя.
Технологии здоровьесбережения: обеспечиваются применением интерактивных досок с функцией «прожектора» и «лупы»; соблюдением требований к экранному тексту (больший размер элементов управления; чёткий курсор; чёткие границы между элементами; возможность работы в ограниченной области экрана; преимущество к использованию модальных окон, позволяющих переходить друг к другу без закрытия предыдущего. Во время проведения практики учитывается допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки
Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции:
· получать варианты заданий и отправлять выполненные;
· узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них;
· получать различную справочную информацию, касающуюся практики и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов;
· отправлять материалы, относящиеся к программам практики текущего семестра, а также отчеты по ней;
· иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.;
· задавать вопросы, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам,
· проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
Для студентов, не имеющих возможности посещать очные консультации, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор материала.
Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций.
|
4. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации
| В ходе проведения аттестации предусмотрено:
- предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей
- увеличение продолжительности проведения аттестации;
- возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).
|
5. Дополнительное информационно-методическое обеспечение
| http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ
http://nvda.ru/ - Программа экранного доступа «NVDA (Non Visual Desktop Access)» («Синтезатор речи») для перевода письменной речи в устную
|