Возникли в карбоне. Листья цельные. Стебли с хорошо развитой вторичной древесиной

Подкласс Хвойные (Pinidae)                            Подкласс Кордаиты (Cordaitidae) –

Порядок Хвойные (Pinales)                                вымершие

Семейства:

 1.Лебахиевые (Lebachiaceae) - вымерли                  Порядок Cordaitales

 2. Вольтциевые (Voltziaceae) - вымерли                Семейство Cordaitaceae

 3. Араукариевые (Araucariaceae)                                  

 4.Сосновые (Pinqceae)

 5.Кипарисовые (Cupressaceae)

 6.Подокарповые (Podocarpales)

 7.Тиссовые (Taxaceae)

                                   

Наиболее важные особенности голосеменных

1. Все голосеменные – растения разноспоровые, причем развитие мегаспоры в женский гаметофит–эндосперм происходит внутри мегаспорангия (нуцеллуса) на материнском организме. Следовательно, опыление и оплодотворение также осуществляются на материнском организме.

2. Появление интегумента привело к формированию семязачатков различных структур (для каждого таксона голосеменных характерен свой тип семязачатка).

3. В отличие от покрытосеменных у голосеменных отсутствует пестик, поэтому переносимая ветром пыльца непосредственно попадает на семязачаток.

4. Из семязачатка развивается семя (имеет зародыш, запас питательных веществ, защиту в виде семенной кожуры).

5. Наличие зародышевого корешка способствовало формированию корневой системы стержневого типа.

6. Наличие длительно функционирующего камбия, который у большинства голосеменных продуцирует мощную древесину.

7. С появлением ветвления происходило уменьшение поверхности листьев, что оказалось важным в условиях холодного или сухого климата.


В настоящее время голосеменные, представленные в основном хвойными породами, имеют довольно широкий ареал в Северном полушарии, и вместе с покрытосеменными занимают ведущее положение в формировании растительных сообществ.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ

1. Деревья → кустарники → многолетние травы → однолетние травы

2. Растения с прямостоячими стеблями → растения с вьющимися,
цепляющимися, стелющимися стеблями

3. Вечнозеленые растения → листопадные

4. Простые цельные листья → простые расчлененные → сложные

5. Спиральное листорасположение → супротивное и мутовчатое

6. Цветки одиночные → в соцветиях

7. Цветки с большим и неопределенным числом частей → цветки
с небольшим фиксированным числом частей

8. Актиноморфные цветки → зигоморфные

9. Спиральные цветки → гемициклические → циклические

10. Двойной околоцветник → простой → без околоцветника

11. Части цветка свободные - сросшиеся

12. Цветоложе вытянутое → плоское → вогнутое

13. Цветки обоеполые → раздельнополые

14. Однодомность → двудомность

15. Энтомофилия → анемофилия

16. Пыльца однобороздная → трехбороздная

17. Пыльца прилипающая, шероховатая → пыльца сухая, гладкая,
рассыпчатая

18. Завязь верхняя → нижняя

19. Гинецей апокарпный → ценокарпный

20.Плоды апокарпные → ценокарпные

21.Зародыш недифференцированный, окруженный эндоспермом
→ зародыш дифференцированный, окруженный эндоспермом

→ зародыш дифференцированный, семена без эндосперма

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПЛАН АНАЛИЗА СЕМЕЙСТВ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1. Систематическое положение

2. Количество родов, видов

3. Географическое распространение, экология

4. Жизненные формы

5. Строение вегетативных органов

6. Строение цветка и основные направления его эволюции

a. околоцветник

b. андроцей

c. гинецей

d. нектарники

7. Типы соцветий

8. Способы опыления

9. Типы плодов и основные направления их эволюции

10.  Строение семян

11.  Способы распространения плодов и семян

12.  Значение в природе и хозяйственной деятельности человека (пищевые, кормовые, технические, лекарственные, декоративные, ядовитые, редкие и др.)

13.   Филогенетические связи

14.   Видовой состав семейства в Архангельской области

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ И ДИАГРАММ ЦВЕТКОВ

 

Формула цветка – это краткое описание строения цветка с помощью букв, цифр и знаков. Каждая часть его обозначается начальной буквой названий частей цветка.

Чашечка называется Calyx (Ca), венчик – Corolla (Со), совокупность тычинок – андроцей – Androeceum (А), совокупность плодолистиков – гинецей – Gynoeceum (G). Простой околоцветник называется Perigonium и обозначается в формуле буквой Р.

Количество членов отдельных частей цветка выражается цифрой и обозначается в формуле в виде индекса с правой стороны. Например, венчик пятилепестной – Сa5 или андроцей шестичленный – А6. Если число частей цветка больше 12, тогда вместо цифры пишут знак ∞. В случае срастания между собой частей цветка цифра, указывающая на их количество, заключается в скобки. Например, G(3) или G(5) обозначает, что пестик в цветке один, но он образован тремя или пятью сросшимися плодолистиками.

Начальные буквы названий частей цветка с индексами пишут в одну строчку, например: Ca(5)Co5AG(5).

Если части цветка расположены кругами, то цифры, обозначающие их количество в кругах, соединяются знаком + (плюс). Например, околоцветник лилии Р3+3. В случае частичного срастания частей цветка в формуле через плюс пишут цифру в скобках, например А1+(9).

В формулах нужно обозначить тип завязи по расположению на цветоложе (верхняя, нижняя, средняя). Например, в записи G (5) обозначено, что завязь верхняя.

Условные обозначения формулы цветков: * – актиноморфный цветок; ↑ – зигоморфный цветок; ♂ – тычиночный цветок; ♀ – пестичный цветок.

Еще более полное представление о строении цветка дает диаграмма – это проекция цветка на плоскость, перпендикулярную его оси. При составлении диаграмм используют обозначения: О – ось цветка, серповидными дугами с килем обозначаются чашелистик и прицветный лист, лепестки обозначаются серповидными дугами без киля, тычинки – формой поперечного среза через пыльник, плодолистики – кольцами, отражающими поперечное сечение через завязь (см. рис. ниже).


 Построение диаграммы цветка: 1 – ось цветка; 2 – (прицветник) кроющий лист; 3 – прицветнички; 4 – чашелистики; 5 – лепестки; 6 – тычинки, 7 – гинецей.

    

       Диаграмму проектируют так, чтобы кроющий лист находился внизу, ось соцветия – сверху, а между ними кругами условными знаками располагались части цветка. При срастании частей цветка в диаграмме условные знаки соединяются между собой линией.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО СЕМЕЙСТВАМ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Используя литературу и данные лабораторных работ заполните таблицу сравнительных признаков для некоторых семейств цветковых растений.

Название семейства, типовые растения Формула цветка Особенности цветка, не отраженные в формуле Тип плода, особенности семян Тип соцветия, опыление Морфологические особенности вегетативных органов Значение
             
             
             
             
             
               
             
             
             
             

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

КОЛЛОКВИУМ ПО ГРИБАМ И ВОДОРОСЛЯМ

(пример)

 

Задания выполняются в микро-группах по 3-4 человека. Оценивается как работа группы, так и каждого студента в отдельности (его активность, вклад в выполнение заданий).

 

1. Задание «Викторина вопрос-ответ» (длительность 5-10 мин.)

Каждой группе студентов, по очереди, задаются вопросы по теме коллоквиума, на которые они должны дать быстрые и однозначные ответы. За каждый правильный ответ присваивается один бал (выдается карточка).

 

Примеры вопросов:









Грибы

- Назовите основной запасной продукт, накапливающийся в клетках грибов.

- Назовите тип полового процесса, при котором происходит слияние содержимого антеридия и оогония.

- Чем отличаются конидии от аскоспор?

- Назовите типы плодовых тел аскомицетов.

- Какие представители являются фикобионтами лишайников?

Водоросли

- К какой группе относится водоросль пиннулярия?

- Что такое пиреноид?

- Какую форму хроматофора имеет улотрикс?

- Что такое конъюгация?

- Назовите водоросли, используемые для получения агара?

 

2. Задание «Строение клетки» (длительность 15-20 мин)

Каждой группе выдается задание – вспомнить особенности строения клетки одной из групп организмов. Представители от каждой группы студентов подходят к доске и выполняют рисунки клеток гриба, цианобактерии и/или зеленой водоросли. После выполнения рисунка и соответствующих пояснений к нему, другая группа может при необходимости внести корректировки в рисунок и пояснения (заработав дополнительные баллы для группы).

 

3. Задание «Типы организации тела» (длительность 10-15 мин)

Студенты в группах обсуждают задание выданное преподавателем и заполняют таблицу (см. ниже). После все вместе обсуждают выполненную работу, каждая группа студентов может при необходимости внести поправки в ответ другой группы (заработав дополнительные баллы для группы).

 

1. Охарактеризуйте перечисленные в таблице типы мицелиев. Знаком плюс обозначьте отделы, для которых характерны эти варианты мицелия.

Тип мицелия Определение Oomycota Chytridiomycota Zygomycota Ascomycota Basidio- mycota
Плазмодий            
Одноклеточный            
Неклеточный мицелий            
Клеточный мицелий            
Дикариотический мицелий            
Пвсевдомицелий            

 

2. Дайте определение типам морфологической организаций водорослей, приведенные в таблице. Знаком плюс обозначьте отделы, для которых характерны эти варианты структуры тела.

Организация тела   Определение Chlorophyta Bacillario-phyceae Fucophyceae Rhodophyta  
Монадная          
Пальмеллоидная          
Нитчатая          
Гетеротрихальная          
Сифонокладальная          
Пластинчатая          

4. Задание  «Размножение и циклы воспроизведения грибов и водорослей» (15 мин)

Каждой группе выдается задание «Зарисовать цикл воспроизведения определенного вида/ рода и дать пояснения». После обсуждения в группе, один представитель выходит к доске и рисует схему цикла воспроизведения.

Пример: Грибы – представитель от каждой группы на доске пишет цикл воспроизведения 1) для мукоры, 2) для ольпидиума капустного.

Водоросли – представители от каждой группы на доске пишут цикл воспроизведения характерный для водоросли с изоморфной сменой поколений и гетероморфной сменой поколений.

После выполнения схемы и соответствующих пояснений к нему, другие группы могут при необходимости внести в схему корректировки и пояснения (заработав дополнительные баллы для группы).

 

5. Задание  «Видовой состав, распространение, значение» (длительность 15 мин)

Задание выполняется по следующему плану:

1. По гербарным образцам определите видовой состав водорослей. Напишите, к каким отделам, классам и порядкам (для красных водорослей — только к каким классам) они относятся.

2. Каковы особенности распространения определенной группы водорослей? Какие адаптации позволяют им занимать характерные для них экологические ниши?

3. Область применения водорослей определенной группы.

В конце коллоквима подводятся итоги работы каждой группы и выделяются студенты проявившиеся знания по теме. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

КОЛЛОКВИУМ ПО АРХЕГОНИАЛЬНЫМ РАСТЕНИЯМ

(пример)

 

Коллоквиум построен на механизмах теории критического мышления, которые включают три стадии: вызова, осмысления и рефлексии.

 

Стадия Вызова

В конце этой стадии каждый студент получает желтые карточки с определенным количеством баллов.

Первые два задания студенты выполняют письменно в течение 10 минут, затем собираются листочки и обсуждаются ответы.

1. Назовите понятия по следующим определениям:

А) Единственный отдел характеризующийся преобладанием гаметофита в гетероморфном жизненном цикле;

Б) Гаплоидный орган полового размножения, состоящий из брюшка и шейки (у большинства архегониатов);

В) Часть побега, потерявшая функцию фотосинтеза и несущая органы отвечающие за бесполое размножение;

Г) Орган бесполого размножения – мегаспорангий, формирующий одну мегаспору.

2. Разгадайте кроссворд и узнаете название длиннокорневищного папоротника:

 

1                  
        2                  

 

    3            

 

        4          

 

 

    5                  
        6  

 

 

7            

 

 

  8          

 

        9

 

10          

 

1. На этой стадии жизненного цикла папоротники имеют вид сердцевинной пластинки.

2. Орган спороношения папоротников

3. Озерный вид папоротника, встречающийся в нашей стране

4. Часть папоротника, отвечающая только за функцию спороношения

5. Один из типов стели папоротников

6. Спорангиальные пучки папоротников

7. На какой части листа образуются пленчатые выросты разной формы

8. Защитное покрывало в сорусе

9. Листья папоротников талломного происхождения.

10. Ткань, из-за отсутствия которой папоротники лишены радиального прироста

 

3. Какие из приведенных ниже утверждений являются правильными? Неправильными? В случае если вы считаете утверждение неправильным, приведите обоснованный правильный ответ.

Это задание выполняется вместе с преподавателем. Проговаривается первое утверждение и на него отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если ответ был неверным или неполным, то спрашивают следующего студента.

А) Отдел Bryophyta включает только равноспоровые растения.

Б) Для моховидных характерно образование гаплостели, типичной для многих архегониатов.

В) Для плауновидных характерно наличие главного корня.

Г) Зародыш спорофита первые этапы развития проводит на гаметофите, существуя за счет питательных веществ.

Д) Для класса Polypodiopsida характерно наличие трофофиллов и спорофиллов.

Е) Наиболее совершенным типом соруса папоротников считается смешанный.

Ж) Кроющая чешуя голосеменных представляет собой видоизмененный побег.

З) Класс Gingopsida широко распространен в Европе и представлен 20 видами.

 

Стадия Осмысления

В конце этой стации студенты получают зеленые карточки с определенным количеством баллов.

4. Студенты должны дать определение следующим понятиям:

Спорогон -

Хвощевидные -

Протонема –

Семя –

Мегаконстробила –

Задание выполняется устно, каждый из студентов может дополнить или поправить своего коллегу, если считает нужным.

5. Прием «Ромашка Блума»

В данном задании использовалась типология вопросов по Б. Блуму:

1
5
2
3
4

1. Вопросы формального уровня

А) Что такое тапетум?

Б) Какими жизненными формами представлен отдел папоротниковидные?

В) На чем основана классификация голосеменных? Сколько классов включает данный отдел?

2. Вопросы на перевод

Г) С какими растениями можно сравнить морфологическое строение беннетитовых?

Д) Что из себя представляет мужской гаметофит класса Pinopsida.

3. Вопросы на интерпретацию

Е) В чем наиболее существенные сходство и отличие анатомического строения стебля хвощей от плаунов?

4. Вопросы на анализ

Ж) Какие особенности строения тела моховидных характеризуют их как высшие растения?

З) Значение образования сорусов?

5. Вопросы на оценку

И) Как вы считаете, плауновидные или хвощевидные более эволюционно продвинутый отдел архегониатов? Объясните вашу точку зрения.

6. Заполните сравнительную таблицу по следующему принципу: по предложенным параметрам сравните два отдела, отмечая преимущества и недостатки. Задание выполняется письменно в течение 10 минут. Затем идет обсуждение.

Хвощи Параметры Папоротники
  Жизненные формы  
  Строение листа  
  Анатомическое строение  
  Органы спороношения  

 

7. Циклы воспроизведения архегониатов. Один из студентов вызывается к доске для написания схемы предложенного цикла воспроизведения. Второй студент должен объяснить данный цикл воспроизведения по нарисованной схеме. Третий, дополняет и устраняет неточности.

Затем все вместе обсуждаем биологическое значение разноспоровости.

А) Опишите цикл воспроизведения мохообразного растения; укажите, как осуществляется переход от диплоидной фазы к гаплоидной. Где и как развивается у мхов зародыш спорофита?

Б) Зарисуйте этапы образования гаметофитов классов полушниковые и хвойные. Укажите различия.

8. Решите биологическую задачу:

А) Почему в торфяных болотах находят стволы и корни деревьев, почти не разложившиеся тела погибших животных и людей?

Б) Докажите, что плауны имеют более высокую организацию, чем мхи. Что позволяет им существовать в более сложных климатических условиях.

В) Имеются растения индикаторы, по присутствию которых, можно узнать какая почва – кислая или щелочная. Как вы думаете, о чем свидетельствует присутствие хвоща полевого на лугу?

9. По предложенным гербарным образцам нужно определить принадлежность растения к одному из отделов архегониатов (обосновать свое решение) и по возможности назвать вид растения.

 

Стадия Рефлексии

В конце этой стадии студенты получают красные карточки с определенным количеством баллов.

10. Прием Фрейма

Студенты должны предложить общие признаки характерные для архегониальных растений, основываясь на пройденном материале и на своих умозаключениях.

Архегониальные растения

11. Прием «Шесть шляп»

Шесть шляп – это шесть разных способов мышления. Каждый участник обсуждения, надевая на себя шляпу, ведет обсуждения с позиции своего цвета.

Каждому студенту достается определенный цвет шляпы и в зависимости от ее цвета студент должен высказать свои размышления по вопросу «В какую сторону пойдет дальнейшая эволюция архегониальных растений? Можно ли среди них выделить наиболее примитивных и прогрессивных представителей?»

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе варятся мысли, замешанные на цифрах и фактах. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.

Красная шляпа – символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».

Черная шляпа – черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что по данному вопросу нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа – солнечный, жизнеутверждающий цвет. Настойчивый поиск положительных моментов, присущих эволюции архегониатов, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму.

Зеленая шляпа – символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемом вопросе.

Синяя шляпа – синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

12. Прием «Оценочное окно»

В конце коллоквиума студент должен оценить свои знания по архегониальным растениям по предложенным критериям и заполнить оценочное окно. В результате будет видна картина, что осталось не усвоенным или вызывает вопросы по данной теме.

1. Экология и биология архегониатов

2. Морфологическое строение

3. Анатомическое строение

4. Размножение и воспроизведение

5. Эволюционные направления развития

Знаю только в теории
Готов
Темный лес
Могу применить на практике

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Стадии

Количество баллов (за)

Основной ответ Дополнения Всего

 

Вызова

1 0,5 - 1 10

Желтые карточки

 

Осмысления

1-2 1 50

Зеленые карточки

 

Рефлексии

3 1-2 30

Красные карточки

 

В конце коллоквиума студенты по каждой стадии оцениваются, в зависимости от набранного количества баллов или карточек (какой из вариантов больше понравиться). Выводится средняя оценка за коллоквиум.

 

 

                                                                                                               

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автотроф – организмы, синтезирующие органические вещества из углекислого газа за счет энергии солнечного света (фотоавтотрофы) или неорганических веществ (хемотрофы).  

Акинета – неподвижная покоящаяся спора, образующаяся из вегетативной клетки путем утолщения ее клеточной оболочки.

Анизогамия – половой процесс, в ходе которого сливаются морфологически различающиеся гаметы.

Антеридий – мужской гаметангий (половой орган) растений.

Апланоспора – неподвижная спора.

Апотеций – чашевидной или дисковидной формы плодовое тело, характерное для некоторых групп аскомицет.

Артроспоры – споры, образующиеся при фрагментации гиф.

Артростела (хвощевидные) – членистая стела осевого органа, характеризуется наличием центральной полости и каринальных каналов.

Архегоний – женский гаметангий (половой орган) растений.

Аск, сумка – мейоспорангий сумчатых грибов, где происходит кариогамия (слияние ядер дикариона), мейоз с образованием гаплоидных спор.

Аскоспоры – споры сумчатых грибов, образующиеся в асках.

Атактостела – стела, состоящая из многих разбросанных закрытых пучков.

Базидиоспоры – споры, формирующиеся экзогенно на холо- или фрагмобазидиях (одно- и многоклеточные структуры, на которых после кариогамии и мейоза формируются споры)

Вайя – термин употребляющиеся в отношении листа папоротниковидных, имеющего теломное происхождение.

Валекулярная полость – воздухоносный канал в стеблях хвощевидных, проходящий под продольными ложбинками.

Гаметофит (заросток) – гаплоидное поколение в жизненном цикле растения

развивающегося с чередованием поколений. Образуется в результате прорастания гаплоидной споры.

Гаплобионт – поколение растительного организма с гаплоидным набором хромосом.

Гаптеры – ленты, окружающие споры хвощей снаружи и образующиеся из третьей наружной оболочки спор.

Гелиофиты – растения, растущие исключительно на открытых участках, под воздействием прямых солнечных лучей.

Гетеротроф – организм, питающийся готовыми органическими веществами.

Гиалиновая клетка – водоносная клетка, лишенная протопласта с крупными сквозными порами и спиральными утолщениями оболочки.

Гимений – спороносный слой, состоящий из сумок или базидий, а также из стерильных структур парафиз и цистид.

Гименофор – структура, на которой образуется гимений: трубки, пластинки, шипы и т.д.

Гипотека – внутренняя, меньшая часть панциря диатомовых водорослей.

Гонимобластные нити – выросты, образующиеся у красных водорослей от карпогона или ауксилярных клеток, в каждой клетке которого формируется по одной диплоидной карпоспоре.

Гифа – многоклеточная или несептированная нить, из которых состоит мицелий грибов.

Диктиостела – тип стелы, имеющей вид сети с ячейками, заполненными паренхимой и образованной проводящими пучками из ксилемы, окруженной флоэмой.

Диплобионт – поколение растительного организма с диплоидным набором хромосом.

Жгутик – длинная, нитевидная, гладкая или с выростом клеточная органелла, придающая подвижность клетке.

Жизненный цикл – совокупность всех фаз развития (обычно от зиготы до отмирания), пройдя которые растение достигает зрелости и становится способным дать начало новому поколению.

Зародыш – более или менее дифференцированный на стебель, первичные листья и апекс корня миниатюрный зачаточный спорофит следующего поколения, развивающийся из зиготы и питающийся за счет материнского гаметофита.

Зигота – клетка, образующаяся в результате слияния гамет.

Зооспора – подвижная спора с одним или несколькими жгутиками.

Изидия – выросты на талломах лишайников, обеспечивающие их размножение как комплексного организма.

Изогамия – слияние гамет, не отличаемых по форме и размеру.

Индузий – покрывальце у папоротников (разной природы), в том числе небольшой эпителиальный вырост на листе, защищающий сорусы.

Интегумент – покров семязачатка семенных растений.

Каринальная полость – воздухоносный канал, тянущийся вдоль ребра, образующийся на месте протоксилемы в стеблях хвощевидных.

Каулидий – «стебель» гаметофита моховидных.

Калиптра – защитное образование на развивающейся коробочке. Формируется из архегония и впоследствии сбрасывается.

Кольцо спорангия – цепочка специализированных клеток с неравномерно утолщенными оболочками в стенке спорангия, способствующих его вскрыванию.

Карпогон – гаметангий красных водорослей, содержащий ядра.

Карпоспора – диплоидная спора, формирующаяся у красных водорослей либо в карпогоне, либо в гонимобластных нитях.

Кроющая чешуя – видоизмененный лист в мегаконстробиле хвойных.

Конидиоспоры – спора бесполого размножения, образующаяся экзогенно на конидиеносце (одноклеточная или многоклеточная гифа, формирующая споры).

Конъюгация – половой процесс, при котором происходит слияние протопластов вегетативных клеток (кариогамия и плазмогамия). Лептоспорангий – спорангий, образующийся из одной эпидермальной клетки; спорангий имеет однослойную стенку.

Лигула (язычек) – пленчатый вырост, расположенный в основании листовой пластинки.

Мастигонема – волосовидные выросты у перистых жгутиков.

Мегаконстробил (женская шишка) – группа укороченных видоизмененных боковых побегов, состоящих из наружных кроющих чешуй и внутренних семенных чешуй, являющихся видоизмененными мегаспорофиллами. У основания каждой семенной чешуи находятся два семязачатка.

Микобионт – грибной компонент лишайника, микоризы.

Микростробил (мужская шишка) – собрание микроспорофиллов с микроспорангиями (пыльниками) на общей оси (укороченный спороносный побег).  

Микориза – симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений.

Моноспора – гаплоидная спора, образующаяся при мейозе в любой вегетативной клетке диплоидных талломов красных водорослей, дающая начало развитию гаметофита.

Оогамия – половой процесс с участием крупной неподвижной гаметы (яйцеклетка) и менее крупной подвижной или не подвижной гаметы (сперматозоид, спермий).

Парафиза – стерильные, не образующие споры, гифы, располагающиеся между базидиями, асками. 

Перианций – частное покрывало, образованное вокруг каждого архегония печеночных мхов, выполняющее функцию защиты от высыхания.

Перихеций – общее покрывало, вокруг архегониев печеночных мхов.

Перистом – приспособление, регулирующее рассеивание спор и представляющее собой ряд гигроскопических подвижных зубцов, расположенных по верхнему краю урночки (основной части коробочки моховидных).

Пиреноид – органелла, плотное образование белковой природы, часто является центром отложения крахмала.

Плацента (папоротниковидные) – вырост поверхностных тканей листа, из клеток которого образуются спорангии.

Плектостела – один из типов стели, при котором ксилема представлена виде лентовидных тяжей среди флоэмы и клеток основной паренхимы.

Псевдомицелий – цепочка из клеток у некоторых дрожжей, возникающая в результате почкования клеток, остающихся соединенными между собой.

Протонема – нитевидное или пластинчатое образование, развивающееся в результате прорастания спор у моховидных.

Пылинка – сильно редуцированный мужской гаметофит голосеменных и покрытосеменных.

Рецептакул – вздутый конец таллома у фукусовых водорослей, в котором расположены скафидии (концептакулы).

Ризоид – нитевидное корнеподобное образование у некоторых водорослей и гаметофитов высших споровых растений, служащее для прикрепления к субстрату и поглощения воды и питательных веществ.

Ризоморфа – крупный тяж из гиф, служащий для распространения гриба, проведения питательных веществ и отчасти сохранения при неблагоприятных условиях.

Ризофор (корненосец) – корневищеподобное или корнеподобное образование примитивных высших споровых растений, несущее ризоиды или придаточные корни.

Сапротроф – гетеротрофный организм, питающийся за счет разложения органических веществ и отмерших организмов.

Семенная чешуя – по происхождению видоизмененный, укороченный боковой спороносный побег некоторых голосеменных.

Семя – единица воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий у семенных растений, формирующаяся из оплодотворенного или неоплодотворенного (апомиксис) семязачатка.

Семязачаток (семяпочка)– многоклеточное образование семенных растений из которого развивается семя. Многие считают его видоизмененным мегаспорангием семенных растений (превратившимся в нуцеллус), внутри которого развивается женский гаметофит и проходит оплодотворение. Нуцеллус окружен покровом (интегументом), который образует наверху микропиле.

Скафидий – полость в талломе, где формируются репродуктивные органы.

Симбиоз – форма совместного функционально связанного существования разнородных организмов, отношения между которыми паразитические или мутуалистические.

Сифоностела – один из типов стели, при котором центральная паренхиматическая сердцевина окружена последовательно ксилемной и флоэмной зонами (свойственна папоротникообразным).

Склероций – покоящаяся структура с плотной оболочкой и запасом питательных веществ гифах.

Сперматозоид – гаплоидная, 2-х или многожгутиковая мужская половая

клетка (гамета).

Сорус – группа спорангиев, образующихся на одной плаценте.

Спермий – неподвижная мужская половая клетка, лишенная жгутиков.

Спора – специализированная клетка, предназначенная для бесполого размножения и во многих случаях расселения организмов.

Спорангий – орган бесполого размножения, внутри которой формируются споры.

Спорангиоспора – спора, образующуюся внутри спорангия.

Спорангиофор – орган спороношения хвощей, видоизмененный боковой побег, состоящий из щитка на ножке.

Спорогон – бесполое поколение моховидных, представленное коробочкой со спорами и ножкой, нижняя часть которой превращена в гаусторию (присоску), крепящийся к телу гаметофита.

Спорофилл – лист, несущий спорангии.

Спорофит – бесполое, диплоидное поколение растений, на котором образуются спорангии и споры.

Соредия – одна или несколько клеток водорослей, окруженных гифами грибов, которыми лишайники размножаются как комплексные организмы.

Стель -  сосудисто-проводящий цилиндр, расположенный в центральной части стебля и сложенный проводящими тканями (ксилема, флоэма).

Стробил (спороносный колосок) – видоизмененный укороченный побег несущий специализированные спорофиллы, на которых формируются спорангии.

Сциофиты – растения, преимущественно тенистых мест обитания, избегающих воздействия прямых солнечных лучей

Таллом (слоевище) – вегетативное тело растения не дифференцированное на органы. Характерен для водорослей, гаметофитов всех высших споровых растений, в том числе и моховидных.

Тетраспора – гаплоидная спора, образующаяся у красных водорослей в тетраспорангиях (клетка, внутри которой образуются по четыре гаплоидных споры).

Трабекулярные нити – удлиненные клетки эндодермы в стеблях селагинеллы, «подвешивающие» стелу в воздухоносных полостях стеблей.

Фиалида – конидиогенная клетка, открытая на конце и последовательно продуцирующая конидии без изменения своей формы.

Фотобионт – растительный компонент лишайника, микоризы.

Хламидоспоры – толстостенные покоящиеся споры грибов.

Хлоропласт – клеточный органоид, содержащий хлорофилл и каротиноиды. У зеленых водорослей хлоропласты имеют разную форму и у некоторых видов большие размеры – хроматофор.

Ценобий – колония с постоянным числом определенным образом упорядоченных клеток.

Чешуя кроющая – орган листовой природы, расположенный на оси шишки и несущий в своей пазухе семенную чешую.

Чешуя семенная – видоизмененный пазушный побег, несущий семязачатки. Элатеры (хвощевидные) – спирально закрученные вокруг споры гигроскопические, лентовидные структуры, прикрепленные в одной точке, служащие для разрыхления спор в спорангии, работающие как пружинки при расселении, способствующие групповому расселению спор и тем самым создающие условия для перекрестного опыления.

Эпитека – наружная большая часть панцыря диатомовых водорослей.

Энаций (плауновидные) – мелкие листья, возникшие в процессе эволюции на теломах как уплощенные фотосинтезирующие выросты первичной коры.

Эуспорангий – спорангий, образующийся из нескольких эпидермальных клеток; спорангий имеет многослойную (часто 3-х слойную) стенку.

Яйцеклетка – неподвижная женская гамета.

 

 

ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ СЕВЕРА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: