Теоретические сведения
Семейство Poaceae – Злаковые очень разнообразная и широко распространенная группа растений. Объединяет около 900 родов и до 11000 видов. Есть виды – космополиты. Нередко злаковые доминируют в естественных растительных сообществах лугов и степей. Общеизвестно их высокое народнохозяйственное значение как основных пищевых и кормовых растений. В семействе преобладают травянистые многолетние, реже однолетние растения, для которых характерен особый тип ветвления – кущение. Максимальное разнообразие жизненных форм приурочено к субтропическим и тропическим районам, где встречаются и древовидные представители (бамбуковидные).
Стебель у большинства мятликовых полый, лишь в узлах выполненный – не полый (соломина). В основаниях междоузлий находится интеркалярная меристема, обусловливающая рост стебля в длину. Боковые побеги могут быть внутривлагалищными или вневлагалищными. В месте перехода влагалища в листовую пластинку нередко есть язычок (пленчатый или из волосков) и ушки. Соцветие – сложный колос, метелка, ложный колос (султан), редко початок. В основании колоска расположены видоизмененные листья – колосковые чешуйки. Каждый цветок образуется на оси колоска в пазухе прицветника, называемого наружной цветковой чешуйкой. Цветки мелкие, невзрачные, обычно обоеполые, лишь у видов рода кукуруза (Zea) раздельнополые, в последнем случае растения однодомные. Трехчленный цветок, типичный для однодольных, можно наблюдать только у немногих современных мятликовых, например, из рода стрептохета (Streptochaeta). Трактовка строения цветка у злаковых достаточно проблемная, особенно трактовка чешуй, составляющих околоцветник, есть версии, что цветок злаковых вообще голый.
|
|
Тычинок обычно три (наружный круг), реже две (душистый колосок – Anthoxanthum) или одна (виды рода цинна – Cinna), но иногда их шесть (виды рода – Oryza) или даже больше (некоторые бамбуки). Гинецей может состоять из 2 реже 3 плодолистиков, завязь верхняя, всегда с одним семязачатком.
Плод – зерновка, кожистый околоплодник слипается с кожурой семени, а иногда и с цветковыми чешуйками (виды р. ячмень – Hordeum). Зародыш прилегает к эндосперму сбоку. Семейство подразделяют на три подсемейства: бамбуковидные (Bambusoideae), мятликовидные (Poaeoideae), просовидные (Panicoideae).
Семейство Cyperaceae – Осоковые представлено многолетними или однолетними травами, нередко растущими во влажных местах и имеющими подземные корневища. Их стебли округлые или трехгранные в сечении, несут узкие линейные листья, обычно с замкнутыми влагалищами без язычков, или безлистны. Цветки мелкие, невзрачные, ветроопыляемые, иногда раздельнополые, собраны в колоски, которые в свою очередь могут быть собраны в более сложные соцветия. Каждый цветок в колоске сидит в пазухе небольшого чешуевидного прицветного листа, иногда почти скрывающего цветок. Околоцветник, если он есть, состоит из 6 или многих щетинок, иногда разрастающихся при плодах, иногда он в виде чешуек или отсутствует. Тычинок обычно 3. Гинецей из 3 или 2 сросшихся плодолистиков, образующих верхнюю завязь, плод орешковидный, семя с обильным эндоспермом. Большое семейство осоковых, на основании строения колосков и цветков, подразделяется на 3 подсемейства: сытевые (Cyperoideae), ринхоспоровые (Rhynchosporoideae) и осоковые (Caricoideae).
|
|
Практические задания и контрольные вопросы
К занятию необходимо знать следующие вопросы:
Общая характеристика семейств злаковые и осоковые. Систематика семейств. Уметь правильно препарировать предложенные цветки, составлять их формулы и диаграммы. Определять эволюционно-прогрессивные и примитивные признаки.
Цель занятия: познакомиться с разнообразием, особенностями строения вегетативной и репродуктивной сфер некоторых представителей семейств злаковые, осоковые.
Систематическое положение изучаемых объектов:
Отдел: Angiospermae или Magnoliophyta – Покрытосеменные или цветковые
Класс: Monocotyledones – Однодольные
П/класс: Liliidae – Лилииды
Порядок: Poales – Злаки
Семейство: Poaceae Злаковые – (Мятликовые)
Род:
Вид:
Порядок: Cyperales – Осоковые
Семейство: Cyperaceae – Осоковые
Род:
Вид:
Материалы и оборудование: бинокулярные микроскопы, наборы для микропрепарирования, влажные препараты, чашки Петри, гербарные образцы, таблицы, мультимедийные материалы.
Задания:
1. Познакомьтесь с разнообразием видов семейств злаковые и осоковые Архангельской области по гербарным материалам, запишите названия не менее 10 представителей на русском и латинском языках:
Poaceae | Cyperaceae |
2. Запишите природное и хозяйственное значение видов семейства злаковых для нашего региона?
3.Опишите, как проходит процесс побегообразования (кущения) у злаков разных жизненных форм, заполнив соответствующие графы в таблице. Приведите примеры из видов местной флоры.
Плотнокустовые злаки | Длиннокорневищные злаки | Рыхлокустовые злаки |
1. Внутривлагалищный тип побегообразования | 2. Вневлагалищный тип побегообразования | 3. Смешанный тип побегообразования |
4.Отметьте на схеме строения и диаграмме многоцветкового колоска злаков соответствующие структуры:
Схема строения многоцветкового колоска злаков | Диаграмма многоцветкового колоска злаков |
Условные обозначения:
|
5.Рассмотрите под бинокуляром предложенный цветок злака, зарисуйте, запишите формулу и диаграмму.
| |
Цветок | |
Формула цветка | Диаграмма цветка |
6.Запишите, какие функции в цветке злаков выполняют лодикулы:
7.Отметьте природное и хозяйственное значение видов семейства осоковые для нашего региона?
8.Какое происхождение и какие функции в цветке осоковых выполняет мешочек:
9.Рассмотрите гербарий и предложенные рисунки осоки вздутой (Carex rostrata). Зарисуйте женский и мужской цветки, сделайте соответствующие обозначения:
4 5 | |||
Условные обозначения: | |||
Carex rostrata: 1 – прикорневая часть; 2 – верхушка побега с тремя пестичными (внизу) колосками и тремя тычиночными (наверху); 3 – диаграммы тычиночного и пестичного цветков; 4 – тычиночный цветок; 5 – пестичный цветок.
|
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какой объем и географическое распространение семейства осоковые?
2. Перечислите жизненные формы, особенности строения вегетативной сферы представителей семейства осоковые.
3. Отметьте особенности репродуктивной сферы у осоковых?
4. Какой объем и распространение злаковых?
5. Перечислите особенности строения вегетативной сферы злаковых? Что такое корневищные, рыхлокустовые, плотнокустовые злаки?
6. Опишите характерные особенности строений соцветия и цветков злаковых.
7. Перечислите главнейшие пищевые злаки, расположив их в порядке значения для питания человечества.
8. Определите значение злаковых и осоковых в хозяйственной деятельности человека.
Студент _______________________
Преподаватель ______________________
«____» ___________________