Средства общения (вербальные) или словесные и невербальные или несловесные

    Коммуниканты – это люди, участники общения. Число коммуникантов может быть различным, но психологи считают, что наиболее комфортное количество общающихся – три-пять человек. Большое количество коммуникантов обычно разбивается на группы.

    Предмет общения – это явление (объект, субъект, проблема, процесс и т.д.), которое следует обсудить, понять, рассмотреть; принять необходимые в отношение его решения.

    Третий компонент – вербальные и невербальные средства общения. Если все три компонента наличествуют, функционируют точно и правильно, общение бывает результативным и эффективным.

    3. Общение выполняет несколько функций, основными являются:

1) коммуникативная, состоящая в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная,  заключающаяся в организации взаимодействия, то есть определении вида деятельности, распределении обязанностей и контроля за их выполнением, во влиянии на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;

3) перцептивная (от латинского «perceptio» –восприятие), реализующаяся в установлении взаимопонимания в процессе деятельности. Заметим, однако, что в процессе общения, как правило, реализуется не одна, а несколько функций одновременно.

         В зависимости от вида используемых возможностей в процессе коммуникации выделяют вербальное (словесное) общение, то есть реализующееся за счет средств данного языка, и  невербальное (несловесное), возникающее в условиях дефицита либо полного отсутствия общих языковых средств.

         Различные специалисты по-разному оценивают количество вербальной и невербальной передаваемой информации в общем объеме.         Например, А. Мейерабиан считает, что 7% информации передается словами, 38% – интонацией и тембром голоса, 55% – невербальными средствами. Профессор Бердвисел эти объемы оценивает иначе: около 35% информации в беседе передается словесно, более 65%– невербально. По мнению иных исследователей, около двух третьих всего объема человеческого общения составляет именно речевое. Вероятно, при оценке этих параметров следует исходить из объективных составляющих (о каком языке идет речь) и субъективных (психо-эмоциональный тип личности говорящего). В любом случае мысль А. де Сент-Экзюпери, о том, что «есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» по-прежнему актуальна.

        

    Вопросы

1. Что представляет собой речевое общение? речевая деятельность?

2. Почему общение называется речевым, а не языковым?

3. Какова структура речевого общения?

4. Какие функции выполняет речевое общение?

Упражнения и задания

Упражнение 1. Прочитайте теоретический материал. Составьте конспект по соответствующему плану.

1. Определение понятия общения.

2. Определение понятий:

2.1 речь

2.2 речевое общение

2.3 речевая деятельность

2.4 речевое поведение.

3. Компоненты речевого общения.

4. Функции общения.

 

Упражнение 2. Прочитайте вопросы, дайте на них ответы:

Вопрос 1. Как взаимосвязаны понятия речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность?

Вопрос 2. Что является результатом речевой деятельности и речевого поведения?

Вопрос 3. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

Вопрос 4. Можно ли считать разговор с говорящими птицами коммуникацией?

Упражнение З. Определите, какое значение имеет слово речь в предложении: «Его речь была нелогичной»? Перегруппируйте данное предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность; б) продукт деятельности.

Упражнение 4. Обращение: «Студенты!» Употребляется преподавателями, как правило, в фатической функции, т.е. для установления контакта с аудиторией. Приведите другие примеры конструкций, используемых в этой функции.

Упражнение 5. Проанализируйте данные тексты с точки зрения успешности /неуспешности коммуникации. Как Вы думаете, удалось ли коммуникантам успешно достичь своих целей? Если нет, объясните, в чем причина неудач.

а) Письмо студента преподавателю:

Зная Ваш возраст, Мария Ивановна, осмелюсь перейти на ты. Маш, я вот написал как-то в период своего вдохновения рассказик небольшой, он не совсем по той теме, что мне досталась для зачетной работы, однако вопрос, поднимаемый в этом рассказе, не менее важен, чем грамотность в интернете. Прочитай, может он достоин зачета по русскому?:)

б) Диалог по телефону:
– Алло. Это поликлиника.

– В смысле? Это вы – поликлиника или это я – поликлиника?

– Ну, то есть, я звоню, чтобы вызвать врача на дом...

– А, тогда вы ошиблись номером. И при вопросе у вас должна быть другая интонация.

в) Преподаватель спрашивает студентку про сечения цилиндра, студентка не знает материала. Преподаватель:

–Петрова, ну вы дома морковку резали?

– (недоуменно) Да...

–А по диагонали?

– (еще более недоуменно) Да-а...

–И что у вас в сечении получалось?

–Морковка...


Упражнение 6. Приведите примеры коммуникации с реализованными или нереализованными возможностями в соответствии с перечисленными выше постулатами и максимами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: