Нейтральное | Официальное | Разговорное с оттенком фамильярности |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
– | – | Что скажешь? (выяснение мнения собеседника). |
Нельзя ли мне позвонить? | – | – |
– | Просьба соблюдать регламент | – |
– | Разрешите обратиться к вам с просьбой | – |
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) |
Упражнение 8. Прочитайте, приведенные ниже десять рекомендаций, которые необходимо знать и учитывать, если Вы хотите вести диалог непринужденно, умело, легко и красиво выражать свои мысли. Выразите свое отношение к изложенным рекомендациям.
1.Изъясняться правильным языком, соответствующим общепринятым языковым нормам.
2. Принимать во внимание сферы общения (друзья, преподаватели, родители, семинар, экзамен, олимпиада и т.д.). Недопустимо в разных сферах говорить одним стилем. Избегать однообразия в речи.
3. Не быть многословным. Конкретно формулировать свои предложения, делая доступной для всех их конструктивность, новизну.
4. Изъясняться понятным, красочным языком. Ясность — главное достоинство речи, по Аристотелю.
5. Уметь выслушать оппонента. Человек, не способный слушать других, ограничен в своих возможностях эффективно работать над собственным речевым поведением.
6. Доказательно и четко выражать свои мысли.
7. Быть сдержанным в жестах.
8.Уважать мнение оппонента. Присоединяясь к мнению других, не повторяться, желательно мотивировать свое речевое действие.
9. Удерживать внимание слушателя, не злоупотреблять паузами в речи.
10. Использовать эмоциональные средства воздействия.
Упражнение 9. Полагаясь на Ваши знания и умения в области речевого общения, а также учитывая рекомендации, предложенные в упражнении 8, составьте диалоги в соответствии со следующими ситуациями.
а) Вам нужно получить направление на экзамен, который Вы хотите сдать досрочно (за 1 месяц до сессии). Беседа с деканом.
б) Вы хотите получить длительный отпуск без уважительной причины в середине семестра. (Беседа с деканом).
в) Вы хотите получить достойную оценку на зачете (экзамене) по русскому языку при полной невозможности этого. Убедите в необходимости снисхождения преподавателя.
Упражнение 10. Найдите аргументы, которые могут убедить:
1) Заниматься бегом (или оздоровительной ходьбой) по утрам:
а) вашего ленивого друга;
Б) вашу бабушку (даму средних лет).
2) Бросить курить:
а) соседа-шестиклассника;
б) вашу старшую сестру (28 лет)
Упражнение 11. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Запишите его в форме косвенной речи, стараясь сохранить суть разговора и размышления маленького принца.
Деловой человек поднял голову.
- Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало был пятьсот миллионов...
- Пятьсот миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие маленькие, блестящие.
- Пчелы?
-Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А … звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
- Владеешь звездами?
-Да.
- Но я уже видел короля, который...
- Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.
- А для чего тебе владеть звездами?
- Чтобы быть богатым.
-А для чего тебе быть богатым?
- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает, почти как тот пьяница», - подумал Маленький принц.
Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).
Упражнение 12. Прочитайте текст. Напишите информативный реферат к нему.