Упражнение 7. Заполните пустые графы таблицы синонимическими выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы

Нейтральное Официальное Разговорное с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника).
Нельзя ли мне позвонить?
Просьба соблюдать регламент
Разрешите обратиться к вам с просьбой
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)    

Упражнение 8. Прочитайте, приведенные ниже десять рекомендаций, которые необходимо знать и учитывать, если Вы хотите вести диалог непринужденно, умело, легко и красиво выражать свои мыс­ли. Выразите свое отношение к изложенным рекомендациям.

1.Изъясняться правильным языком, соответствующим об­щепринятым языковым нормам.

 2. Принимать во внимание сферы общения (друзья, преподаватели, родители, семинар, экзамен, олимпиада и т.д.). Недопустимо в разных сферах говорить одним стилем. Избегать однообразия в речи.

3. Не быть многословным. Конкретно формулировать свои предложения, делая доступной для всех их конструктив­ность, новизну.

4. Изъясняться понятным, красочным языком. Ясность — главное достоинство речи, по Аристотелю.

5. Уметь выслушать оппонента. Человек, не способный слушать других, ограничен в своих возможностях эф­фективно работать над собственным речевым поведением.

6. Доказательно и четко выражать свои мысли.

7. Быть сдержанным в жестах.

8.Уважать мнение оппонента. Присоединяясь к мнению других, не повторяться, желательно мотивировать свое речевое действие.

9. Удерживать внимание слушателя, не злоупотреблять па­узами в речи.

10. Использовать эмоциональные средства воздействия.

Упражнение 9. Полагаясь на Ваши знания и умения в области речевого общения, а также учитывая рекомендации, предложенные в упражнении 8, составьте диалоги в соответствии со следующими ситуациями.

 

а) Вам нужно получить направление на экзамен, который Вы хотите сдать досрочно (за 1 месяц до сессии). Беседа с деканом.

б) Вы хотите получить длительный отпуск без уважительной причины в середине семестра. (Беседа с деканом).

в) Вы хотите получить достойную оценку на зачете (экзамене) по русскому языку при полной невозможности этого. Убедите в необходимости снисхождения преподавателя.

 

Упражнение 10. Найдите аргументы, которые могут убедить:

1) Заниматься бегом (или оздоровительной ходьбой) по утрам:

а) вашего ленивого друга;

Б) вашу бабушку (даму средних лет).

2) Бросить курить:

    а) соседа-шестиклассника;

    б) вашу старшую сестру (28 лет)

Упражнение 11. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Запишите его в форме косвенной речи, стараясь сохранить суть разговора и размышления маленького принца.

Деловой человек поднял голову.

- Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало был пятьсот миллионов...

- Пятьсот миллионов чего?

Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.

- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

- Да нет же, такие маленькие, блестящие.

- Пчелы?

-Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А … звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

-  Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.

- Владеешь звездами?

-Да.

- Но я уже видел короля, который...

- Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

- А для чего тебе владеть звездами?

- Чтобы быть богатым.

-А для чего тебе быть богатым?

-   Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает, почти как тот пьяница», - подумал Маленький принц.

Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).

 

Упражнение 12. Прочитайте текст. Напишите информативный реферат к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: