Эмпирическое и теоретическое

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организация наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Эмпирическое исследование, выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи, формулирует новые проблемы

Проблема – это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные определенным образом условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда учёный в уме оперирует определёнными образами, мысленно ставит объект в определённые условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой – содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum – сделанное, совершившееся. Факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. Самое характерное для научного факта – его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией, поэтому очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Гипотеза и теория.

Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.

Гипотеза выступает как определённое обобщение имеющегося знания, но она носит вероятностный характер.

Теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определённой области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы.

Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции. Революции в науке выражаются в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий. т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, получившие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определённой системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию.

 

  Вопросы к лекции:

1. Принцип системности, его значение в познании мира.

2. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи.

3. Чувственное и рациональное в познании: их единство и суть различия.

4. Структура познавательного процесса.

5. Уровни познания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное.

6. Познаваемость мира. Понятие истины.

7. Место и роль информатики в познавательном процессе.

Задание:

1. Составить конспект лекции.

2. Ответить на вопросы  в письменной форме (формат документа Word).

3. Ответить на вопросы теста в письменной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: