ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Имени Героя Советского Союза генерала Губанова Г.П.
Учебное пособие
По инженерной подготовке.
г. Самара 2016 г.
Учебное пособие предназначено для ознакомления курсантов военной кафедры с основами инженерной подготовки, способами оборудования и маскировки боевых позиций подразделения.
ВВЕДЕНИЕ.
Успешное выполнение войсками боевых задач в современном бою во многом зависит от их способности самостоятельно обеспечивать свои действия в инженерном отношении.
Способность мотострелкового подразделения самостоятельно устраивать различные инженерные заграждения позволяет нанести противнику значительные потери в живой силе и технике и затруднить его дальнейшее продвижение и маневрирование.
Мотострелковые подразделения при ведении боевых действий должны уметь самостоятельно оборудовать свои позиции и районы расположения, стремительно преодолевать инженерные заграждения и разрушения, форсировать водные преграды, умело действовать на различной местности, используя её защитные и маскирующие свойства.
Краткая история развития инженерных заграждений.
Устройство заграждений является древнейшим средством ведения боевых действий. Завалы, рвы, засеки, так называемый «чеснок» в виде мелких кованых рогулек, раскидываемых по дорогам для задержки конницы, применялись в Русской армии в течение ряда столетий.
Внедрение в практику пороха и других взрывчатых веществ, привело к созданию специальных средств заграждений: сначала противопехотных, объектных и противотранспортных мин, а к концу Первой мировой войны, с появлением танков, были разработаны первые конструкции противотанковых мин.
В годы Гражданской войны в России заграждения применялись в ограниченных масштабах и, главным образом, в виде различных разрушений на путях отхода и на железных дорогах. Исключением из этого правила стала в этот период оборона Каховского плацдарма, на котором в значительных объемах применялись заграждения, непосредственно прикрывающие оборонительные позиции войск: противотанковые рвы и надолбы, управляемые по проводам фугасы, противопехотные минные поля и группы мин из ручных гранат и изготовленных в войсках шрапнельных мин, проволочные заграждения. Эти заграждения были тесно увязаны с системой траншей и огня обороняющихся в них войск. Заграждения существенно повысили устойчивость обороны плацдарма, войска Врангеля так и не смогли ее преодолеть.
После окончания Гражданской войны началась интенсивная разработка теории заграждений, значимость которой для развития минно-взрывного дела была доказана в годы советско-финской войны 1939-1940 года. В ходе войны было доказано, что массированное применение минно-взрывных заграждений может играть не только тактическую, но и оперативную роль. В ходе этой войны нашим войскам пришлось преодолевать хорошо развитую систему заграждений, искусно увязанную с естественными препятствиями и системой огня.
С первых дней Великой Отечественной войны инженерные войска, обеспечивая оборонительные операции Красной Армии, устраивали заграждения на путях наступления противника и играли тем самым важную роль в замедлении темпов его продвижения и в срыве гитлеровского плана «молниеносной войны». В эти же годы были разработаны и проверены боевой практикой принципы устройства заграждений в бою, разработаны практические приемы заблаговременной установки минных полей и скоростной их установки в ходе боя, скоростной установки минных полей на боевых курсах танков противника, ведение разведки заграждений противника, проделывания проходов в его минных полях, разминирования населенных пунктов, крупных народнохозяйственных объектов и т.п.
В послевоенные годы, на основе обобщения опыта Великой Отечественной войны, были созданы качественно новые средства, обеспечивающие механизированную установку минных полей. На вооружение были приняты минные заградители, самолетные и вертолетные системы минирования, универсальный минный заградитель, противотанковые и противопехотные мины для систем дистанционного минирования.
Получили резкий скачок в развитии средства разведки и преодоления минно-взрывных заграждений: появились миноискатели нового поколения, катковые и ножевые тралы, установки и заряды разминирования, средства обнаружения и уничтожения мин. Большинство из этих средств прошло проверку в боевых действиях в Республике Афганистан и в Чеченской Республике, по результатам которых продолжается их дальнейшее совершенствование.
Классификация инженерных заграждений
Инженерные заграждения предназначены для затруднения продвижения противника, затруднения его маневра, нанесения ему потерь в живой силе и технике, создания наиболее благоприятных условий своим войскам для поражения противника всеми видами оружия. Инженерные заграждения применяют во всех видах боевых действий войск, устраивают их в соответствии с решением командира, в сочетании с естественными препятствиями, в тесной увязке с системой огня и действиями войск. Создают инженерные заграждения по рубежам (перед позициями войск) и по направлениям; они должны быть неожиданными для противника, устойчивыми ко всем видам огневого воздействия и не стеснять маневра своих войск.
Инженерные заграждения подразделяются на:
1. Минно-взрывные (минные поля и т.п.);
2. Невзрывные (валы, рвы, проволока и т.п.);
3. Комбинированные.
Все виды заграждений могут применяться как противопехотные, так и противотанковые. При наличии рек (водохранилищ) могут устраиваться водные заграждения.
Инженерные заграждения устраивают в первой и во второй степенях готовности:
1. Первая степень – заграждения приведены в полную боевую готовность: мины окончательно снаряжены и установлены, а управляемые мины и минные поля приведены в боевое состояние, ограждения минных полей отсутствуют; невзрывные заграждения полностью подготовлены, проходы и переходы через них закрыты, разрушены или заминированы.
2. Вторая степень – заграждения подготовлены к быстрому переводу их в первую степень: мины окончательно снаряжены и установлены, но минные поля ограждены; управляемые мины и минные поля находятся в безопасном состоянии; невзрывные заграждения подготовлены полностью, но проходы и переходы через них не закрыты, не разрушены и не заминированы или заминированы управляемыми минами, содержащимися в безопасном состоянии.
Невзрывные заграждения
Невзрывные заграждения в военных целях применяются с древних времен. Земляные валы, рвы, каменные стены применялись всеми армиями древнего мира. В первой половине XX в. начали широко применять металлические и железобетонные надолбы, гранитные тетраэдры, противотанковые рвы, эскарпы, контрэскарпы (особенно при строительстве пограничных линий укрепления), лесные завалы: простые и минированные. Последние особенно широко применялись в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время невзрывные заграждения, из-за их большой трудоемкости по сравнению с минно-взрывными, утратили былую значимость, но и сейчас признается целесообразным устраивать их там, где чисто заградительный аффект минно-взрывных заграждений оказывается недостаточным и есть материалы и время для устройства невзрывных заграждений.
Большим преимуществом этих заграждений является то, что они могут устраиваться из местных материалов. Для их устройства могут применяться также элементы различных инженерных конструкций: прокат металла различного профиля, элементы сборного железобетона. Работы по их устройству могут быть легко механизированы.
По материалу, используемому для их устройства, невзрывные заграждения условно можно разделить на:
1. земляные,
2. деревянные,
3. деревоземляные,
4. каменные,
5. бетонные,
6. железобетонные,
7. стальные,
8. ледяные,
9. снежные,
10. водные.
Особым видом невзрывных заграждений, стоящих в стороне от этой классификации, являются электризуемые, огневые и огневодные заграждения.
По назначениюневзрывные заграждения, как и минно-взрывные, делятся на:
1. противотанковые;
2. противопехотные;
3. противотранспортные;
4. противодесантные.
При значительном и всевозрастающем насыщении армий инженерными боеприпасами и большом преимуществе минно-взрывных заграждений в темпах их устройства трудно представить такие ситуации, где невзрывные заграждения могли бы применяться самостоятельно. Чаще всего они будут использоваться в сочетании с минно-взрывным заграждениями, образуя класс комбинированных заграждений.
В широком смысле слова к комбинированным заграждениям относят такие, в которых сочетаются традиционные невзрывные, минно-взрывные, электризуемые и водные заграждения. Разновидностью комбинированных заграждений являются поля заграждений, т.е. комплексы невзрывных (обычно земляных, деревоземляных, проволочных и тросовых) заграждений, усиленных минными полями, группами мин и отдельными минами.
Земляные заграждения.
Земляные заграждения (рвы, эскарпы, контрэскарпы) для своего устройства не нуждаются в подвозе материала. Для их устройства нужна только соответствующая землеройная техника. По этой причине они применяются чаще всего.
Противотанковые рвы, отрываемые средствами механизации, устраиваются на равнинной местности и могут иметь различный профиль, эскарпы и контрэскарпы устраиваются на скатах возвышенностей, берегах рек, оврагов и суходолов при крутизне ската не менее 15°, а лучше 25°.
|
Противотанковый ров
Эскарп
Контрэскарп
На дорогах для заграждения проезжей части взрывным способом могут устраиваться и другие виды земляных заграждений.
2 |
Земляные заграждения на дороге:
1 - сброс дорожного полотна; 2 - группа воронок; 3 -ров;
4 - завал на перевальном участке; 5 - разрушенная водопропускная труба
Деревянные, металлические, железобетонные заграждения
Вышеуказанные заграждения могут устраиваться в виде:
· баррикад,
· надолбов,
· тетраэдров,
· ежей;
Деревянные, кроме того, в виде завалов, а деревоземляные и деревокаменные - в виде стационарных и подвижных баррикад.
Стационарные баррикады устраиваются в виде каркаса из бревен, стального проката или железобетонных столбов или свай, заполненного землей, камнем.
Стационарная баррикада на лесной дороге