Проволочные заграждения устраиваются из колючей проволоки (ленты) и пакетов МЗП. Из колючей проволоки устраиваются противопехотные заграждения в виде проволочных сетей на высоких кольях,
проволоки внаброс,
проволочных спиралей,
проволочных сетей на низких кольях в 3...5 рядов
и проволочных заборов.
Проволочная сеть на низких кольях делается шириной 4,5–6,0 м. Колья длиной 70 см забиваются рядами на расстоянии 1,5 м один от другого в шахматном порядке с возвышением над поверхностью земли на 25–30 см. Каждый ряд кольев и промежутки между рядами оплетаются проволокой в две нити, одна нить тянется с петлями.
Для перекрытия дорог, траншей, закрытия проходов в других заграждениях используются также проволочные ежи и рогатки.
Тросовые заграждения устраиваются на лесных дорогах, в населенных пунктах и на дорогах, вдоль которых с обеих сторон имеются посадки деревьев диаметром не менее 25 см. Для их устройства используются стальные тросы толщиной не менее 15 мм, которые натягиваются через дорогу на высоте 1,2...1,5 м и надежно крепятся к деревьям на обочинах дороги. Тросы могут натягиваться в 3...5 рядов с расстоянием 5…10 м между рядами. Преимуществом тросового заграждения является то, что оно не закрывает обзора местности и позволяет вести прицельный огонь по приближающимся машинам и танкам, в то же время для противника оно малозаметно.
Водные заграждения
Водные заграждения могут быть трех видов: активные затопления, пассивные затопления и заболачивание местности.
Активные затопления осуществляется путем сброса воды из водохранилища и создания волны попуска, которая, двигаясь по руслу реки ниже водохранилища, затопляет местность, сносит низководные, повреждает высоководные мосты и другие переправы.
Пассивные затопления осуществляются путем устройства одной или нескольких последовательно расположенных водохранилищ, увеличивающих глубину и ширину реки, ручья.
Глубина воды при пассивном затоплении должна быть не меньше 1,5 м, а его ширина - не менее 30 м.
Заболачивание местности устраивается путем переувлажнения грунта в долинах рек, ручьев. Оно достигается прекращением или ограничением стока воды на участках местности с малыми уклонами, высоким уровнем грунтовых вод, на болотистых поймах рек и ручьев.
При наличии значительных запасов горючего могут устраиваться огневые и огневодные заграждения. Огневые заграждения устраиваются в основном как средства усиления противотанковых рвов. Для этой цели отрытый противотанковый ров заполняют слоем нефти или продуктов ее переработки и в нужный момент воспламеняют. Для того чтобы горючее не просачивалось в грунт, дно и стенки рва на всю их высоту изолируют глиняным замком или слоем резины, полиэтиленовой пленки.
Огневой противотанковый ров:
1 - емкости с горючим (хранилище); 2 - магистральный трубопровод;
3 - коллектор; 4 - сливная труба; 5 - горючее (нефть, соляровое масло)
Заградительный эффект огневого заграждения характеризуется не только высокой температурой и размерами зоны горения, малым содержанием кислорода и высокой концентрацией окиси углерода в воздухе в зоне горения и вблизи нее, а также образованием сильных воздушных потоков вблизи очагов горения, втягивающих в зону горения различные предметы, личный состав и даже автомобили.
Огневое заграждение является обоюдоострым средством, оно создает неблагоприятные условия не только для наступающих, но и для обороняющихся: затрудняет наблюдение за противником (из-за светового излучения и дыма); обороняющиеся подразделения оказываются в зоне высокой концентрации продуктов горения нефти (из-за направления ветра).
Огневодное заграждение устраивается путем разлития слоя горючего на поверхности воды и последующего его воспламенения. Для этого целесообразно использовать оросительные каналы, открытые водоемы со стоячей водой, ручьи и небольшие реки (шириной до 100 м) со слабым течением (до 0,5 м/с).
Толщина слоя горючего на поверхности воды для надежного его воспламенения должна быть не менее критической, которая для бензина составляет 0,6 мм, для нефти и других нефтепродуктов -3 мм.
На реках, для предотвращения сноса слоя горючего и его удержания, необходимо устраивать через каждые 5…10 м дощатые перегородки, удерживаемые якорями, или поплавковые тросо-бревенчатые боны.
Непосредственное воспламенение осуществляется фосфорными или натриевыми гранатами, электровоспламенительными устройствами или огнеметами.
Общие сведения об инженерных минах.
Минно-взрывные заграждения составляют основу инженерных заграждений и устраиваются в виде минных полей, групп (очагов) мин и отдельных мин. Для устройства минно-взрывных заграждений, в основном, используются противотанковые (ПТМ) и противопехотные (ППМ) мины, а также заряды ВВ. По существующей классификации, в зависимости от объекта поражения инженерные мины делятся на:
1. Противотанковые;
2. Противопехотные;
3. Противотранспортные;
4. Объектные;
5. Противодесантные;
6. Речные;
7. Специальные.
По способу управления мины могут быть неуправляемыми и управляемыми, при этом управление может осуществляться их состоянием или взрывом или одновременно состоянием и взрывом.
Инженерные мины составляют самостоятельный вид боеприпасов. По сравнению с другими боеприпасами инженерные мины обладают рядом специфических свойств, отличающих их от других (артиллерийских, авиационных и т.д.)
1. Применение инженерных мин позволяет в течении длительного времени сохранять угрозу поражения без существенного расхода боеприпасов.
Поддержание такой угрозы при помощи других систем оружия (артиллерийских, авиационных и т.д.) требует постоянного расхода боеприпасов. Инженерные мины, будучи раз установлены в боевое положение, нуждаются лишь в минимальном наряде личного состава, необходимом лишь для воспрещения снятия их противником, а мины более сложных конструкций, с элементами необезвреживаемости и неизвлекаемости, могут функционировать и без такого прикрытия.
2. Применение инженерных мин, особенно массовое и внезапное, оказывает на противника сильное морально-психологическое воздействие.
Так, например, по свидетельству пленных, во время Курской битвы 1943 года немецкие танкисты были парализованы боязнью поражения минами, которые в массовом количестве не только заблаговременно, но главным образом в ходе боя, на боевых курсах танков устанавливали наши минёры.
3. Инженерные мины дают возможность поражать объекты в оптимальных условиях: точно по месту, объёму и характеру разрушения.
Однако наряду с этими положительными свойствами инженерные мины обладают и некоторыми отрицательными. Заблаговременно установленные мины действуют одинаково не только на противника, но и на свои войска и местное население. Наличие этого отрицательного свойства стимулирует совершенствование инженерных мин и способов их боевого применения.
Чтобы до минимума уменьшить угрозу поражения своих войск, мины в настоящее время стараются устанавливать заблаговременно в минимальных количествах.
Основную их часть стараются установить в ходе боя на выявленных направлениях движения ударных групп противника. Эта тенденция развивается и совершенствуется: в дополнение к системам подвижного минирования приходят системы дистанционного минирования, которые в отличие от первых позволяют не только минировать местность перед противником, но и накрывать минными полями его боевые порядки, походные колонны и войска в районе расположения.
С целью уменьшения воздействия своих мин на свои войска их устанавливают лишь на заранее заданный промежуток времени, после чего они переводятся в безопасное положение или взрываются.
Сами по себе инженерные мины уязвимы, они могут быть обезврежены или уничтожены противником, если не принять специальные меры по их тщательной маскировке и защите. Чтобы хотя бы частично уменьшить это отрицательное свойство, мины снабжаются элементами неизвлекаемости и необезвреживаемости, а также устанавливаются маскировано, избегая шаблонных схем.